Наводнения


В Лондоне 6—7 ноября 1928 года было катастрофическое наводнение. Это наводнение произошло вследствие подъема уровня моря, вызванного ветром.

Катастрофический подъем уровня в устье Темзы, вызванный ветром, наложился на периодические приливо-отливные колебания, вызванные притяжением Луны и Солнца. Такие периодические колебания уровня меря для некоторых районов, в том числе и для устья Темзы, являются обычными. Почти регулярно два раза в день наблюдается большая вода и два раза в день малая вода.

Высоты приливов регулярно то возрастают, то убывают. Примерно два раза в месяц наблюдаются особенно большие высоты приливов (в сизигии) и два раза в месяц малые высоты приливов (в квадратуры). Высота приливов в устье Темзы достигает 4—5 метров. Хотя эти колебания уровня моря и превосходят по величине сгонно-нагонные колебания уровня, они не доставляют таких неприятностей, как сгонно-нагонные колебания. Эти колебания происходят ежедневно и регулярно, к ним приспособились и научились их предсказывать с большой точностью.

Непериодические же колебания уровня моря, вызванные ветром, достигают катастрофических размеров очень редко. Но появляются они, как правило, внезапно и предсказать их весьма трудно. 6—7 ноября 1928 года произошло весьма редкое совпадение, когда на высокий приливный уровень наложилась волна нагона, превышающая 2 метра. При таком большом подъеме уровня произошла катастрофа. Дамба, ограждающая устье Темзы и имеющая высоту более 4 метров, оказалась прорванной. При этом разрушение произошло не из-за перелива воды через гребень дамбы, а вследствие так называемого гидростатического давления. Увеличенное гидростатическое давление привело к просачиванию воды через основание дамбы с последующим разрушением ее.

После этого наводнения правительство Англии предложило Ливерпульскому институту приливов и метеорологической службе исследовать природу темзинских наводнений. Целью этих исследований должно было явиться выяснение повторяемости таких явлений и их предсказание. Этот вопрос исследовали английские ученые Дудсон и Дайне, однако проблема предсказаний темзинских наводнений так и не была решена.

Наводнение 1928 года было вызвано ветрами циклона, образовавшегося к западу от Шотландии и перемещавшегося на Балтийское море. При этом над Северным морем действовали сначала юго-западные ветры, затем они сменились на северо-западные и северные.

Оценка вероятности катастрофических наводнений типа наводнения 1928 года в Лондоне-была произведена Дудсоном. При этом оказалось, что такого типа наводнения должны повторяться примерно один раз в 60 лет.

Однако через четверть века, в ночь на 1 февраля 1953 года, в Северном море вновь повторилось катастрофическое наводнение, охватившее побережье Голландии, Бельгии и юго-восточной Англии.

В результате этого наводнения погибло и пропало без вести более 2,5 тысячи людей и много скота. Были повреждены и выведены из строя многие промышленные предприятия. Значительные участки плодородных земель были засолены морскими водами. Многие тысячи людей остались без крова. Вследствие разрушения плотин и оградительных дамб значительные земельные площади остались покрытыми водой даже после того, как уровень моря вновь принял нормальное положение. В связи с этим правительство Голландии заявило, что свыше 50 тысяч жителей придется окончательно эвакуировать из пострадавших районов.

Это наводнение также было вызвано ветром.

Начиная с 9 часов 31 января и до конца суток над западной частью Северного моря дули северные и северо-западные ветры со скоростями более 20 метров в секунду. Местами скорость ветра достигала 33 метров в секунду.

В этот период сплошной прямолинейный поток воздуха, движущийся с севера на юг с огромными скоростями, действовал на водную поверхность на очень большом протяжении — от широты острова Ян-Майен до юго-восточного побережья Англии.

Эти-то ветры и вызвали мощный поток воды, направленный с севера на юг вдоль восточного побережья Великобритании. Так как к югу Северное море суживается, а глубины при этом уменьшаются, этот нагонный поток воды и привел к катастрофическому подъему уровня. Наводнение как раз наблюдалось на побережьях суженной мелководной части Северного моря.

Наводнения, вызванные ветром, бывают и на побережьях наших морей. Так, например, на северо-западном побережье Каспийского моря бывали подъемы уровня более 2 метров. Так как берега этой части моря весьма отлоги, подъемы уровня приводили к затоплению больших площадей побережья.

В 20—30 километрах от моря проходит железная дорога, соединяющая Астрахань и Махач-Калу. При одном из подъемов уровня вода залила побережье до самой железной дороги. Местами вода переливалась через железнодорожное полотно.

Рыболовецкие небольшие суда, находившиеся до шторма в море или у берега, ветром были угнаны на залитую часть побережья. Когда после прекращения ветра уровень вновь понизился до нормального, рыболовецкие суда обсохли на суше, оказавшись ближе к железной дороге, чем к морю. Пришлось суда доставлять к морю по железной дороге.

При нагонных повышениях уровня моря вода чрезвычайно быстро затопляет пологие берега. Это затопление происходит настолько быстро, что даже легковые автомашины не успевают уйти из районов вероятного затопления.

На Азовском море также нередко наблюдаются большие подъемы и падения уровня, вызванные ветром. Особенно велики они бывают в Таганрогском заливе. Здесь подъемы уровня превышают 2,5 метра над средним уровнем моря, а падения достигают 2 метров. В Таганроге при больших нагонах затопляется Базарная площадь.