Баскетбол


Родина баскетбола — США. Там впервые стали играть в эту игру в конце XIX в. В нашей стране в баскетбол начали играть в 1906 г. в Петербурге. Делались попытки перенести баскетбол и в другие города, однако в царской России он не получил массового развития. Игра эта начала широко распространяться только с установлением Советской власти. Начиная с 1920 г. баскетбол стали включать в программы спортивных праздников. В 1928 г. в Москве была проведена Всесоюзная спартакиада. В ней, кроме советских баскетбольных команд, принимали участие мужская и женская команды Рабочей федерации Франции. С этого же года советские команды начали встречаться с баскетболистами спортивных рабочих организаций и других зарубежных стран.

В 1947 г. секция баскетбола СССР вступила в Международную баскетбольную федерацию. В том же году мужская команда Советского Союза впервые участвовала в розыгрыше первенства Европы и завоевала золотые медали чемпионов. Сборные мужские и женские команды СССР несколько раз добивались звания чемпионов Европы и Международных студенческих игр. Мужская команда трижды занимала второе место в Олимпийских играх. В 1959 г. и мужская и женская команды стали чемпионами мира. Советские баскетболисты считаются одними из сильнейших в мире и в зарубежных странах пользуются большим авторитетом.

Баскетбол — увлекательная и полезная игра. Ее основу составляют такие естественные движения, как бег, прыжки, передачи и броски мяча. Баскетболистам все время приходится менять направление и скорость, часто делать повороты на месте и в движении, бегать и прыгать. Все это вырабатывает быстроту, ловкость и выносливость. Кроме того, баскетбол развивает смелость, настойчивость, сообразительность, умение действовать коллективно.

В чем же заключается сущность игры?

Каждая из двух соревнующихся команд стремится забросить мяч возможно большее количество раз в корзину противника и в то же время препятствует забрасыванию мяча в свою корзину.

Баскетбол интересен разнообразием технических приемов игры и тактических комбинаций. В каждом соревновании происходит беспрерывная смена игровых положений, в результате чего меняются роли команд. От нападения команда переходит к защите, а через несколько секунд, после борьбы под своим щитом, снова устремляется в нападение. У зрителей наибольший интерес вызывают броски в корзину и борьба за мяч после его отскока от щита. Такие положения возникают непрерывно и заставляют всех зрителей остро воспринимать ход борьбы и изменения в счете.

Для занятий баскетболом и проведения соревнований нужна ровная прямоугольная площадка длиной 26 л и шириной 14 м. Но играть можно и на меньшей площадке. Важно только, чтобы она была ровная и правильно размечена. Всякие предметы во время игры надо удалить не менее чем на метр от границ площадки.

За серединой лицевых линий площадки устанавливаются стойки, на которых укрепляются щиты с металлическими кольцами и веревочными сетками. Кольцо с сеткой называется корзиной. Отсюда и произошло название игры «баскетбол», в переводе с английского — «мяч в корзину».

Простейшая стойка устраивается так. К круглому столбу диаметром 8 — 10 см и высотой 4 м прикрепляется деревянный щит размером 100 на 80 см. На расстоянии 30 см от середины нижнего края щита укрепляется корзина. После того как столб будет врыт в землю, от нижнего края щита до уровня площадки должно быть не меньше 2,5 метра.

В пионерских лагерях или на школьных участках и во дворах домов можно пользоваться переносными деревянными или металлическими стойками без щитов (см. рис.). Установить их на ровном месте и сделать разметку площадки песком или опилками нетрудно. Правда, попадать в корзины таких стоек труднее, но от этого игра не становится менее интересной.

Для игры пользуются специальным баскетбольным мячом, но дети младшего возраста могут играть и футбольным мячом, который меньше и легче баскетбольного.

Костюм баскетболиста прост и удобен — трусы и майка. В холодную погоду необходимо надевать шерстяной или хлопчатобумажный спортивный костюм. Лучшая обувь баскетболиста — кеды или резиновые тапочки. В обуви на кожаной подошве, с каблуками или босиком играть не следует, так как можно повредить ноги себе и товарищу.

Баскетбольная команда состоит из 12 игроков, но непосредственно в игре на площадке участвует 5 человек. Руководитель или капитан команды может заменять отдельных игроков или всю пятерку неограниченное количество раз. Замена игроков разрешается только тогда, когда игра прервана и секундомер остановлен.

Игра начинается после подбрасывания судьей мяча в центре площадки между двумя игроками различных команд. Овладевая мячом, команда стремится передачами мяча вывести одного из партнеров в положение, удобное для завершающего броска мяча в корзину. За попадание мяча с игры команде засчитываются два очка.

За всякую ошибку один из игроков противоположной команды вбрасывает мяч из-за боковой линии площадки. За грубую игру провинившемуся игроку записывается в протокол соревнования персональная ошибка. За пять персональных ошибок игрок отстраняется от дальнейшей игры. Если грубость была допущена по отношению к игроку, бросавшему мяч, в результате чего он промахнулся, ему предоставляется право на два штрафных броска. За попадание мяча со штрафного броска засчитывается одно очко.

Соревнование выигрывает команда, получившая больше очков.

Юноши 17—18 лет и взрослые играют 40 мин., девушки — 36 мин.

Каждая игра делится на две половины, перерыв между ними — 10 мин.

Для судейства соревнования назначаются два судьи, один из них старший. Счет очков и другие записи в протоколе ведет секретарь, а за временем следит секундометрист. Товарищеские и учебные соревнования можно проводить с одним судьей и секретарем.

Начинать играть в баскетбол сразу нельзя. Это не даст хороших результатов. Сначала нужно ознакомиться с основными приемами техники игры, заниматься простейшими упражнениями, подвижными играми с мячом и без мяча. Суть баскетбола — передвижение по площадке: бег, прыжки, повороты, рывки, остановки. Чтобы быстро и легко передвигаться по площадке и быть в устойчивом положении, нужно всегда сгибать ноги и не напрягаться. Во время быстрого бега нога становится на переднюю часть ступни, а при медленном беге — на пятку или на всю ступню.

Мяч от одного игрока к другому передается одной или двумя руками. При передаче двумя руками мяч обхватывается свободно расставленными пальцами. Передавать мяч можно от груди, сверху и снизу. Сначала делается замах, при котором обычно сгибаются руки и ноги. Затем руки с мячом резким движением посылаются в нужном направлении. Кисти и пальцы выталкивают мяч, а шаг вперед усиливает его полет. Чаще передают мяч одной рукой: от плеча, сверху и снизу. Особое значение имеет передача одной рукой сверху.

Одновременно с передачами следует учиться и ловить мяч. Чтобы хорошо ловить мяч и не повредить пальцев, нужно навстречу летящему мячу вытягивать руки без напряжения и с разведенными пальцами, а кистями как бы загораживать лицо от мяча. Как только мяч коснется пальцев, руки сгибаются, смягчая удар.

Правила игры не разрешают делать более двух шагов с мячом в руках. Поэтому мяч либо быстро передают партнеру, либо ведут, мягко толкая его одной или попеременно обеими руками вниз-вперед и так, чтобы он отскакивал от площадки.

Наиболее важный момент игры в баскетбол — бросок мяча в корзину. Есть много приемов бросков одной и двумя руками. С помощью старших товарищей или учителя изберите приемы, которые лучше всего получаются, и совершенствуйтесь в них. Сначала надо научиться бросать мяч с места, и на близком расстоянии, затем постепенно увеличивать расстояние, потом бросать в движении, в прыжке. Чтобы выработать меткость броска, надо в каждом занятии часть времени уделять тренировке в различных бросках и обязательно выполнять несколько штрафных бросков с места. Следует помнить, что результат игры зависит от меткости игроков.

В командах новичков бросать мяч в корзину сравнительно легко, потому что «противники» обычно находятся на некотором расстоянии от бросающего. В сильных же и опытных командах каждый игрок зорко следит за своим «противником», поэтому бросать мяч трудно и приходится использовать для броска любую возможность.

Чаще всего удаются броски в быстром движении или прыжке.

Хорошая игра в защите не менее важна, чем в нападении. Защитник должен настойчиво изучать приемы выбивания и перехватывания мяча.

Отрабатывая технику игры, полезно сочетать разные приемы. Например, ловлю мяча с передачей его или броском в корзину; ведение с броском в корзину; перехватывание с последующим ведением и т. д. Чем больше на занятиях будет подвижных игр с ведением мяча и соревнований на лучшее выполнение заданий по броскам мяча в корзину, тем интереснее заниматься.

После того как будет усвоено несколько технических приемов, можно знакомиться с простейшими тактическими действиями сначала между двумя, а потом и между тремя игроками. Такое ознакомление полезно проводить как в упражнениях, так и в игре в один щит: сначала двое на двое, потом трое на трое и, наконец, в полном составе по пять человек. Так, постепенно перейдя к двухсторонней игре, можно изучить взаимодействие игроков в нападении и защите. К этому времени должно определиться, кто из участников играет в нападении и кто в защите. Овладев основами тактики, играющие могут перейти к изучению тактических комбинаций.

Хорошие игроки в баскетбол не ограничиваются только упражнениями с мячом. Они занимаются гимнастикой и легкой атлетикой, ходят на лыжах, бегают на коньках, занимаются плаванием и другими видами спорта.

Баскетболом рекомендуется заниматься с 11 лет, но в соревнованиях разрешается выступать после двух лет тренировки. Мальчики и девочки заниматься баскетболом могут вместе, хотя лучше, если они занимаются в разных группах. Юношам и девушкам надо заниматься обязательно отдельно.

Не все играющие в баскетбол становятся мастерами спорта. Но укрепляют свое здоровье и физически развиваются все, кто систематически занимается этим увлекательным видом спорта.