Соблюдайте режим дня


Советский человек всегда в труде, в движении, в действии. Он работает, учится, участвует в общественной жизни, занимается спортом, музыкой, посещает библиотеки, театры, музеи, концерты, выставки, выполняет всевозможную домашнюю работу. У советских людей всегда много интересных дел, больших и малых. Еще больше дел впереди, и многие из них предстоит выполнить вам, сегодняшним школьникам. Но для успешной работы нужны глубокие и разносторонние знания и здоровье. А одно из условий сохранения здоровья — повседневное соблюдение основных правил гигиены. Важнейшее из них — режим дня. Поэтому прежде всего надо установить для себя определенный режим дня и всегда придерживаться его.

Многие жалуются, что у них не хватает времени и приходится вечно торопиться, делать все кое-как и наспех. Так ли это? Всегда ли человеку действительно не хватает времени, или он просто не умеет организовать свой рабочий день, правильно и разумно распределить свои дела?

Умение организовать свое время — очень ценное качество человека. Прочтите внимательно биографии В. И. Ленина, И. П. Павлова, Л. Н. Толстого и других выдающихся людей, и вы увидите, что все они умели очень хорошо распределять свое время, чередовать умственную работу с физической и труд с отдыхом. Они строго придерживались установленного, определенного режима дня.

Особенно важно научиться соблюдать режим дня со школьных лет— ведь привычки, приобретенные в юности, человек сохраняет всю жизнь. Если режим дня организован плохо, школьник мало спит, не вовремя ест и отдыхает, то память его слабеет, здоровье ухудшается, работоспособность и успеваемость понижаются. Поэтому нужно так распределить свое время, чтобы сон был достаточно продолжительным, а пища принималась не менее четырех раз в день и обязательно в определенные часы. Кроме того, нужно больше отдыхать на свежем воз-

духе. При хорошо продуманном режиме дня времени хватит на все: на учение и отдых, на занятия в различных кружках и помощь родителям в домашнем хозяйстве, на чтение, прогулки и занятия спортом.

Режим дня устанавливается с учетом возраста. Составить точный распорядок дня школьнику всегда поможет классный руководитель.

День школьника начинается в 7 час. утра. Встав с постели, откройте форточку, сделайте утреннюю зарядку. Делать ее надо в трусиках и тапочках на босу ногу. Каждое упражнение повторяйте 6—7 раз. После зарядки оботрите все тело водой комнатной температуры, умойтесь, оденьтесь, уберите постель и садитесь завтракать.

Уходить из дому натощак — дурная, вредная для здоровья привычка. Если она у вас есть, боритесь с ней: сначала заставляйте себя завтракать по утрам, даже если и не хочется, а через несколько дней организм привыкнет и аппетит появится.

Итак, вы позавтракали, собрали книги и тетради и отправились в школу. Дорога в школу может быть одновременно и прогулкой на свежем воздухе. Такая прогулка повышает работоспособность и укрепляет здоровье.

Так как на уроке вы должны быть предельно внимательными и собранными, то на перемене нужно непременно отдыхать, а не читать книги или повторять домашние задания. Иначе на следующем уроке вы почувствуете утомление, плохо усвоите объяснение учителя, и дома вам придется затратить гораздо больше времени на приготовление уроков.

Кратковременные перерывы в работе на заводе или в колхозе очень полезно заполнить производственной гимнастикой. Исследования показывают, что такая гимнастика частично «снимает» утомление, вызванное работой, повышает производительность труда и исправляет осанку.

Вернувшись домой из школы или с работы на заводе, фабрике, в колхозе, не беритесь сразу за уроки. Сначала пообедайте и хорошо отдохните.

Лучший отдых для школьника—активный: подвижные игры и физические упражнения на воздухе. Однако подвижные игры, продолжающиеся непрерывно 2—3 часа, не только не «снимают» утомление, а, наоборот, усиливают его. Особенно плохо влияют на организм длительная игра в футбол и подвижные игры, требующие большой затраты энергии. Поэтому играми нельзя злоупотреблять — играть следует не более 1 — 1 ½ часа. Весной и осенью, при хорошей погоде, полезно поиграть в мяч, а зимой — покататься на санках, коньках, походить на лыжах.

На приготовление уроков отводится 1 ½ — 2 часа в III—IV классах и 2 ½ — 3 часа в средних и старших классах. Лучше всего садиться за уроки в 4 или 5 час. дня. Тогда после окончания подготовки уроков останется еще время для других дел: помощи семье, конструирования, рисования, вышивания, чтения и др.

При занятиях во вторую смену начинайте приготовлять уроки не позже 8 час. 30 мин.— 9 час. утра, чтобы до ухода в школу успеть помочь старшим по дому и отдохнуть на воздухе.

Готовить уроки, принимать пищу, ложиться спать и вставать утром нужно всегда в одно и то же время. При соблюдении этого правила организм оказывается более подготовленным к той умственной или физической работе, которую человек должен выполнить.

Школьникам I—II классов надо ложиться спать в 8 час. 30 мин. вечера; III—IV классов — в 9 час.; V—VI — в 9 час. 30 мин.; VII—VIII — в 10 час., а IX—XI классов — не позже 10 час. 30 мин. вечера.

Перед сном обязательно хорошо проветривайте комнату. Полезно в любое время года спать при открытой форточке, тогда сон будет глубже и спокойнее.

Юноши и девушки нередко мало заботятся о своем здоровье. Они забывают, что их организм еще растет и развивается и поэтому особенно нуждается в правильно организованном режиме труда, отдыха, питания и сна.