Подготовка к походу


Первые походы лучше всего провести в своем районе. Это значительно облегчит организацию и проведение похода, а следовательно, сделает его более доступным для новичков.

Перед идущей в поход группой прежде всего ставится определенная цель. Это может быть знакомство с историей, геологией района, сбор коллекций для школы и т. д.

Успех любого путешествия во многом зависит от подготовки: выбора и разработки маршрута, комплектования группы, тренировки участников, выбора и подготовки судна, обеспечения снаряжением и продовольствием. Ходить в походы лучше всего группами от 6 до 12 человек, обязательно под руководством взрослого, знакомого с водными походами туриста.

Группа должна готовиться к походу коллективно, и чтобы подготовка прошла более организованно, обязанности распределяются между всеми участниками похода.

Маршрут разрабатывается заблаговременно. По карте и книгам изучается район похода, водный путь и его особенности. Намечаются экскурсионные объекты, с которыми предварительно знакомятся по литературным источникам. Затем, исходя из условий маршрута и возможностей группы, составляется график похода. В нем указывается километраж похода, количество ходовых дней, количество и места дневок. В соответствии с графиком составляется распорядок дня: время подъема, завтрака, обеда и т. д. Для подростков наиболее удобен режим движения, при котором после 45 мин. хода следует 15 мин. отдыха; до обеда нужно проходить примерно 2/3 пути. Намечая километраж пути, следует учитывать, что на картах не указаны мелкие извилины рек. Поэтому определенное по карте расстояние умножается на коэффициент извилистости, который для средних рек принимается за 2—2,5 и для мелких — 2,5—3. Километраж дневного перехода должен быть таким, чтобы группа проходила его за 5—6 часов при средней нагрузке.

Тренировку начинают задолго до похода. В зимний период занимаются различными физическими упражнениями. Особенно полезно совершать лыжные прогулки. Летом в тренировку входят занятия греблей и плаванием. В свободные дни проводятся однодневные, а лучше — двухдневные походы, во время которых нужно учиться грести, управлять судном, преодолевать препятствия.

К походу готовятся и суда. На них устраняются неисправности, делаются настил под вещи, приспособления для их крепления, планки для упора ног и др. Для отчерпывания воды из лодки делается совок (лейка). Из байдарки воду удобнее удалять медицинской спринцовкой. Съемные уключины лучше привязать к лодке, чтобы случайно не утопить их.

На плоту настил для вещей делается высотой в 20—30 см,  ближе к корме из камня можно выложить очаг для приготовления пищи в пути.

Разборная байдарка для несложного похода особой подготовки не требует.

Если поход совершается на нескольких судах, то продукты и вещи распределяются по всем судам, чтобы в случае аварии одного из них группа не осталась без вещей и продуктов. Каждое судно загружается так, чтобы корма сидела в воде немного ниже носовой части. Вещи укладываются таким образом, чтобы они не стесняли туристов и к ним был доступ.

Снаряжение подготавливается заблаговременно. Оно мало отличается от снаряжения для сухопутного похода. Постепенно приобретаются предметы группового снаряжения и личные вещи, шьются и клеятся из прорезиненной ткани непромокаемые мешки для вещей и продуктов.

В водном походе на каждого участника обязательно должны быть спасательные средства, без них ни одно судно не имеет права выйти с базы. Лучше всего приобрести специальные надувные спасательные круги; пригодны также надутые в сетках или наволочках и связанные попарно футбольные камеры; можно использовать автомобильные и мотоциклетные камеры.

Есть несколько вариантов организации походов. Один вариант — это выход с базы и возвращение тем же путем. Такой поход начинается против течения и заканчивается по течению. Более интересно сделать, как говорят туристы, «кругосветку», т. е. кольцевой маршрут.

Выбирая маршруты для лодочных походов, нужно иметь в виду, что плотины, наплавные мосты и другие надводные препятствия серьезно затрудняют плавание.

Если поход совершается на нескольких судах, то на широких и спокойных участках водоемов можно двигаться кучно. В узких местах и вблизи препятствий суда двигаются в кильваторной колонне, т. е. гуськом, и проходят эти места по очереди.

Очень важно так распределить участников похода, чтобы экипажи судов были примерно равноценны по физической подготовке и техническому опыту.

В походе место для ночевки выбирается засветло на высоком сухом берегу, поросшем лесом. Выходить в поход после ночевки лучше рано утром и двигаться до наступления жары (до 12—13 час). Самое жаркое время дня отводят на обед и послеобеденный отдых. С 17 до 19—20 час. можно продолжать движение.