Велосипед


Велосипед пользуется у нас в стране заслуженной любовью. Велосипедистов можно встретить повсюду: на улицах городов и колхозных сел, на шоссе, проселочных дорогах и лесных тропах. Люди разного возраста и профессий по достоинству оценили этого «стального коня».

Первый в мире велосипед построил русский крепостной крестьянин, житель уральского села Верхотурье Артамонов. На этой удивительной по тем временам машине он в 1801 г. приехал в Москву и вернулся обратно на Урал.

Путь в оба конца составил 5 тыс. км. Более чем на полвека уральский механик опередил техническую мысль того времени. Только в 1855 г. во Франции был построен педальный двухколесный велосипед с огромным передним колесом и рулем.

В России первые велосипеды (машина Артамонова была забыта) появились в 70-х годах прошлого века, а первые состязания велосипедистов были проведены в 1883 г. в Москве.

Современный велосипед, сверкающий лаком и никелем, с упругими резиновыми шинами, круто изогнутым рулем и трубчатой рамой прошел долгий и сложный путь, прежде чем превратился из неуклюжего железного «костотряса» (так не без оснований называли первые велосипеды) в легкую быстроходную машину.

Первым велосипедистам приходилось плохо, когда они ехали по неровной дороге: железные колеса их машин не были «обуты» в резиновые шины, смягчающие удары и толчки. Позднее стали делать шины из сплошной резины. Затем шотландский врач Денлоп предложил надевать на колеса наполненные воздухом резиновые трубки — это уменьшило вес велосипеда сразу на несколько килограммов.

А еще несколько лет спустя на покрышки стали наносить рельефный рисунок, чтобы усилить сцепление колеса с поверхностью земли. Такая рифленая покрышка и теперь применяется на всех дорожных машинах.

Наша промышленность выпускает различные типы велосипедов. Самые распространенные из них — дорожные. У них длинная рама, выгнутая передняя вилка, мягкое пружинящее седло и широкие шины, на которых легко ехать по песчаной или грязной дороге. Во втулке заднего колеса имеется ножной тормоз. На такой машине можно отправиться на загородную прогулку, на работу или в школу. Она прочна и неприхотлива.

Для любителей быстрой езды выпускаются машины марки «Турист». Они легче обычной дорожной машины. Вместо ножного тормоза у них два надежных ручных и трехступенчатый переключатель скорости. Он дает возможность менять передачу на ходу в зависимости от рельефа дороги.

Для мальчиков и девочек наша промышленность выпускает детские велосипеды, которые отличаются от машин для взрослых главным образом размерами. У них такие же резиновые пневматические шины и тормоз на втулке заднего колеса. Они обладают легким быстрым ходом.

 

ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ГОНКИ

Для спортсменов изготовляются специальные гоночные машины, предназначенные для соревнований по шоссе и треку. Они прочные, быстроходные и вдвое легче обычных. У них узкие, гладкие шины-однотрубки весом от 120 до 340 Г, легкие дюралевые обода, тонкие спицы. На одном из таких велосипедов советский гонщик Ростислав Варгашкин проехал 200 м за 11,3 сек.

Он мчался со скоростью более 60 км/час.

Существует много различных видов велосипедных гонок. Особенно распространены шоссейные. Различают шоссейные гонки с общим и раздельным стартом. В первом случае стартует сразу вся группа велосипедистов, во втором спортсмены пускаются в путь один за другим, с интервалом в 30—60 сек.

Не менее интересны соревнования на велотреке — особом сооружении с круговой наклоненной к центру дорожкой. Велосипедисты мчатся по ней с огромной скоростью. На треке проводят индивидуальные гонки на время, командные, групповые.

Посмотрите на гонщика во время соревнований. Он наклонился вперед, прильнул к рулю, почти слился с машиной. Благодаря этому сопротивление воздуха уменьшается. Во время велосипедных гонок можно увидеть и другой интересный тактический прием: гонщик старается держаться позади соперника, «сесть ему на колесо». Передний гонщик как бы прокладывает путь сквозь толщу воздуха, а второй тратит меньше сил и в решающий момент старается вырваться вперед и финишировать первым. Этим приемом пользуются не только противники, но и члены одной команды. В командных гонках, где победа решается дружными действиями всего маленького коллектива, каждый член команды по очереди лидирует, т. е. идет первым.

 

ГОНКИ С ЛИДЕРОМ

По овалу велотрека с огромной скоростью мчится мотоцикл. Встречный воздух так и бьет в лицо и грудь сидящего за рулем человека. Но он сидит в седле прямо, широко расправив плечи. Вслед за ним едет велосипедист. Он все время находится в разреженном пространстве, которое образуется позади мотоцикла, и благодаря этому может поддерживать высокую скорость.

Успех таких гонок во многом зависит от искусства лидера. Мотоциклист должен приноровиться к своему партнеру, все время чувствовать его за своей спиной. Согласованность в движении велосипедиста и лидера достигается долгими месяцами совместных тренировок.

 

ТАНДЕМЫ

В летописях спорта можно найти любопытные сведения о первых гонках с лидером. В 1895 г. москвич Д. Докучаев установил своеобразный рекорд. На открытом треке он за 24 часа проехал на велосипеде около 700 км. Конечно, велосипедист не сумел бы преодолеть за такое время это расстояние, если бы ему не помогали. Впереди него действительно ехал лидер. Но не на мотоцикле (тогда мотоциклов еще не было), а на тандеме — двухместном велосипеде.

На тандеме можно развивать очень большую скорость. Как же рождается эта скорость?

Когда оба тандемиста дружно вращают педали, они создают двойную тягу. А сопротивление воздуха почти такое же, как при езде на обыкновенном гоночном велосипеде. Силы, сэкономленные гонщиком в борьбе с сопротивлением воздуха, претворяются в добавочные метры, пройденные в каждую секунду.

 

КРОССЫ

Кроме описанных соревнований, на велосипедах часто проводятся кроссы — гонки по пересеченной местности. Езда без дорог, по крутым склонам, через броды и грязь требует большой ловкости, смелости, выносливости и силы. Велокроссы очень интересны и привлекают много участников и зрителей.

 

СОВЕТЫ ЮНЫМ ВЕЛОСИПЕДИСТАМ

Езде на велосипеде надо учиться на ровной площадке и в стороне от уличного движения, лучше вдвоем, по очереди поддерживая друг друга.

Очень важно научиться самостоятельно садиться на велосипед и спешиваться. Это не сложно. Нужно поставить правую педаль вверх и чуть вперед, встать слева от велосипеда, держась за руль, перенести правую ногу через седло и опустить ее на педаль. Прежде чем спешиться, прекращают вращение педалей, а когда скорость уменьшится и машина накренится, опускают в сторону наклона ногу и опираются ею о землю.

При езде не следует держаться слишком сильно за руль; а смотреть метров на 5—6 вперед, но не на колесо. Педали надо вращать равномерно, без рывков. При наклоне нужно повернуть руль в ту же сторону — и машина выпрямится.

Во время езды на велосипеде корпус должен быть слегка наклонен вперед и руки немного согнуты в локтях. В таком положении тяжесть тела равномерно распределяется на оба колеса. Нога должна нажимать на педаль передней частью ступни. Не нужно бояться быстрой езды: чем больше скорость, тем легче держать равновесие. Начинать занятия на велосипеде (типа «Орленок», «Ласточка») можно с 13 лет, а в официальных соревнованиях по велосипедному спорту школьникам разрешается участвовать с 15 лет.