Нравственный мир


Дорогой наш читатель!

Ты родился и вырос среди людей; без них ты не прожил бы и дня. Все, что тебя окружает: дом, где ты живешь; одежда, которую ты носишь; книги, которые ты читаешь; пища, которую ты ешь, — все это создано людьми. И сам ты, сегодняшний школьник, завтра встанешь в ряды тех, кто трудится на благо своего народа, ты — его надежда и его будущее.

Человек всегда живет в обществе себе подобных, он — существо общественное.

Ты прочел эти строки и задумался. Вспомнил Робинзона Крузо — сколько лет провел он в полном одиночестве! И разве только человека можно назвать общественным существом? Муравьи и пчелы ведь тоже живут «в обществе себе подобных».

Давай подумаем вместе.

Робинзон действительно жил один на своем острове; он сам выстроил себе дом, своими руками возделывал поле. Но, кроме собственной силы и смекалки, Робинзон использовал еще опыт и знания, полученные им когда-то от людей. Он мысленно беседовал с родными — беседовал на человеческом языке. Другое дело, если бы Робинзон забыл все, что дали ему люди; но тогда он и сам перестал бы быть человеком, превратился бы в животное.

Муравьи возводят сложнейшие сооружения, а пчелы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор. Но муравьи умеют строить только муравейники, а пчелы — только соты. Ни пчела-одиночка, ни целый пчелиный рой не построят даже самого маленького муравейника, а муравьев не выучишь и не заставишь работать в улье: насекомые не умеют думать, ими руководит слепой инстинкт.

А человек подумает, поучится и сделает все, что нужно; если же работа одному не по плечу — помогут товарищи. Люди изобрели радио и самолет, автомобиль и электрическую лампу, овладели энергией атома, начали штурм космоса — и все это за 7 — 8 последних десятилетий! Недаром наука называет человека Homo sapiens — «человек разумный». Разум, способность к сознательным совместным действиям — вот что отличает людей от животных, вот что сделало человека хозяином Земли, а вскоре сделает его и покорителем Вселенной.

Жизнь человека многогранна, бесконечно разнообразны его интересы, занятия, переживания. Но еще многограннее и неизмеримо сложнее жизнь человеческого общества в целом.

Вернемся к нашему примеру: ни одному муравью «и в голову не придет», что вместо сооружения муравейника или добывания пищи для своих собратьев можно заняться еще чем-нибудь. И вот муравьиная семья носит песчинки и веточки — глядишь, муравейник и готов...

А каждый человек несет людям не только свою долю участия в общем труде, но и свой характер, свои запросы и поступки, свои достоинства и недостатки, и для людей вовсе не безразлично, каков этот человек, что он дает коллективу. Ведь если каждый станет вести себя так, как ему захочется, и делать то, что ему вздумается, общество не сможет ни существовать, ни тем более развиваться.

Поэтому в человеческом обществе существуют известные нормы поведения, определяющие отношение людей друг к другу, к обществу в целом и к себе. Этим нормам, которые называются нравственными или моральными нормами, обязан подчиняться каждый: «Жить в обществен быть свободным от общества нельзя» (Ленин).

Понятно, что те поступки, которые соответствуют нравственным нормам общества, будут считаться в этом обществе поступками нравственными, правильными, а те, которые противоречат данным нормам, будут рассматриваться как безнравственные, аморальные, неправильные.

Сказанное требует, однако, существенного дополнения.

Любое эксплуататорское общество, отмечает Ленин, «основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб». Значит, в эксплуататорском обществе нет и не может быть единых моральных норм; там всегда живут рядом две морали: одна — для эксплуататоров, другая — для эксплуатируемых.

«Продаются три лошади. Видеть их и о цене узнать в доме № 200. В том же доме продается музыкант, который играет на фаготе, хорошо выучен читать и писать, 15-ти лет».

Еще сто лет назад подобные объявления никого не удивляли. Помещики жили за счет труда крепостных, торговали ими оптом и в розницу и при этом считали, что поступают вполне нравственно; но зато всякая попытка крестьян сбросить помещичий гнет считалась безнравственной и преступной.

Эта лицемерная, двуличная мораль господ освящалась христианской религией. Попы говорили народу: «Не убий», «Не укради», «Если тебя ударят по правой щеке — подставь левую». Но это означало: «Не убий того, кто тебя эксплуатирует», «Не укради у него то, что он украл у тебя же», «Раб да покорится господину своему!» Что до «господ», то им служители церкви не только позволяли, но и помогали убивать и красть: они благословляли захватнические войны, уносившие миллионы жизней, они лгали обездоленным, обещая им... счастье на том свете — в награду за терпение на этом.

Но моральные нормы любого эксплуататорского общества, как и само это общество, не вечны: они возникают и умирают вместе с породившим их общественным строем. Октябрьская революция ликвидировала эксплуататорские классы в России, уничтожила бесчеловечную мораль буржуазно-помещичьего мира: «человек человеку — волк», — утвердила новую мораль: «человек человеку—друг». Революция объявила высоконравственными деяния борцов с царизмом, крепостным правом и капитализмом в старой России. Мы гордимся именами Разина и Пугачева, Радищева и Пестеля, Чернышевского и Некрасова, рабочих-революционеров Халтурина и Бабушкина. Эти замечательные люди боролись за народ, за его свободу, и их мечты осуществились в Стране Советов, в твоей стране, юный читатель.

Быть нравственным человеком в нашем, социалистическом обществе — это значит стремиться приносить счастье людям, бороться за него. «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества», — так рассуждал Павка Корчагин, и ты хорошо поступишь, если сделаешь эти слова своим девизом.

Но недавно ты не выполнил поручение, данное классом, а вчера грубо разговаривал с матерью. Теперь ты вспоминаешь об этом и думаешь: «Нет, я никогда не смогу стать таким человеком, как Павка!»

Что же, мудрая пословица недаром говорит: «Жизнь прожить — не поле перейти». У тебя, как и у любого из нас, на жизненном пути были и будут не одни только успехи, но и препятствия, и ошибки, и сомнения. Ошибиться может каждый, но главное не в этом; главное — вовремя заметить и исправить ошибку. И ты, конечно, вырастешь настоящим человеком: тебе помогут твои учителя и родители, твои товарищи — пионеры и комсомольцы, а прежде всего этого добьешься ты сам.

Взгляды, убеждения, интересы, отношение к людям, характер, поведение— все это мы называем нравственным обликом человека—не даются ему от рождения, они формируются с годами, постепенно. Можно ли контролировать формирование своего нравственного облика? Конечно, можно. И не только можно — нужно. Любой из нас обязан воспитывать себя, не дожидаясь, пока другие займутся этим; каждый обязан вырабатывать в себе черты передового человека нашей эпохи.

О том, какой богатой и интересной должна быть твоя жизнь, о моральном облике советской молодежи, о том, с кого брать пример, как воспитывать в себе высокие моральные качества, как побеждать слабости и недостатки, — обо всем этом и пойдет наш разговор.