Обогащай свою память


Раскрой томик Пушкина, найди знакомые строки:

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь:

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был, по мненью многих,

Ученый малый...

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать...

Внешний лоск, хорошие манеры — вот чему учились многие во времена Пушкина.

В наши дни в Стране Советов молодежи предъявляются куда более высокие требования. «Коммунистом стать можно лишь тогда, — учит Ленин, — когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

Поэтому задача каждого юноши и каждой девушки нашей страны состоит в том, чтобы получить всестороннее образование.

А что это значит? Может быть, всесторонне образованный человек — это тот, кто все знает и все умеет?

Нет, все знать нельзя, но нужно стремиться знать как можно больше. Всесторонне образованный человек — тот, кто имеет широкий умственный кругозор, кого можно назвать культурным человеком.

Подлинная эрудиция — это не верхоглядство, неповерхностный лоск, а настоящая культура.

Цели, стоящие перед нашей молодежью, велики, будущее ее прекрасно, и нет предела ее любознательности, неуемной жажде знаний— это характерная черта ее нравственного облика.

Какие же знания и культура нужны тебе? Нужно все, что расширит твои представления о природе и обществе, все, что обогатит твой духовный мир, научит тебя любить жизнь и людей, научит тебя

дерзать,

думать,

хотеть,

сметь.

Прошлое нашей Родины и текущие события, строение атома и строение Вселенной, география и космонавтика, история техники и музыка Бетховена, трагедии Шекспира и стихи Маяковского — да разве можно перечислить все, с чем должен быть знаком ты — советский молодой человек!

Знать надо много, поэтому «спеши жить», как говорил Павка. Это значит: береги время, не трать его впустую, не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пойми сам и объясни своим товарищам, что учиться нужно не только в школе, что даже отлично учиться — это еще не все: ведь школа дает лишь основы знаний по немногим предметам, а остальное человек узнает сам — в библиотеках и на занятиях научных кружков, на концертах и в туристских походах и многими другими способами. Нельзя стать всесторонне образованным человеком, не занимаясь самообразованием! Но самообразование нельзя подменять приобретением случайных, отрывочных, бессистемных сведений — это выльется в верхоглядство. Только систематическое накопление знаний может дать подлинную эрудицию.

Самообразование полезно планировать хотя бы в самом общем виде: в какой последовательности изучать интересующую тебя область знаний, каких смежных областей коснуться. Так делал В. В. Маяковский, когда его за революционную пропаганду

... из пятого вышибли класса, пошли швырять в московские тюрьмы.

Он хотел закончить среднее образование и просил сестру прислать ему гимназические учебники. «Затем спроси, не найдется ли у Владимира или Сергея I том «Капитала» Маркса... Если найдешь, то принеси «Историю искусства» и... «Историю живописи XIX столетия». Будущему поэту революции было в то время всего 16 лет, но он уже поставил себе цель и уверенно шагал к ней...

Так обстоит дело с самообразованием. Ну а культура?

Культура приходит вместе с воспитанием. Это — культура отношения к окружающим, культура поведения, о которой ты столько слышал и от родителей, и в школе. Она, разумеется, нужна каждому: ведь даже блестяще эрудированный человек не может быть назван культурным, если он не уважает других людей, если он не отзывчив, не скромен и не тактичен. Поэтому каждый должен непременно воспитывать в себе нормы культурного поведения.

Но есть и культура духовная, внутренняя. Духовная культура — это умение логично и ясно мыслить, это — полет творческой мечты, это — большие, глубокие чувства, это — стремление к прекрасному. Напротив, человек с низкой духовной культурой чаще всего думает лениво, мало мечтает, мелко чувствует, не способен отличить настоящую красоту от подделки. Может быть, тебе случалось видеть юношей и девушек, которых не усадишь за хорошую, умную книгу, не уговоришь пойти в театр и которые с жадностью «глотают» детективные романы или часами отплясывают под истерический визг джаза. Это — люди низкой духовной культуры. Их жалеешь, как жалеют слепых: кругом раскинулся удивительный, прекрасный мир, а они его не видят...

Обогащай же свой духовный мир, чтобы выработать верные взгляды на жизнь, правильное мировоззрение, чтобы стать убежденным борцом за счастье людей!

Но разговор о всестороннем образовании на этом не заканчивается. Нужно быть не только образованным человеком. Надо еще уметь трудиться.

Ты, разумеется, не желаешь быть неприспособленным к жизни, а главное — бесполезным, никому не нужным, лишним человеком: ведь наша Родина — государство трудящихся! Но чтобы трудиться, одного желания мало — нужно еще умение, нужны трудовые навыки, профессиональные знания.

Что же нужно уметь делать?

Все? Конечно, нет. Нельзя все узнать, нельзя всему научиться, стать «мастером на все руки» — не успеешь, не хватит жизни, да и десятка жизней не хватило бы. Но зато любой из нас в состоянии овладеть всеми тайнами какого-либо мастерства, профессии: на это времени вполне хватит да еще останется вволю и на учение, и на самообразование, и на отдых.

Твоя первейшая задача — стать мастером своего дела.