«Каждому — по потребностям»


— Говорит Москва! Передаем последние известия.

— На полях совхоза «Каракумский» зреет ветвистая пшеница. Урожай, очевидно, составит не менее двухсот центнеров с гектара...

— Из Ново-Братска-на-Чукотке передают: на днях строители межконтинентальной плотины подняли со дна океана старинный военный самолет. Редкая находка помещена в Музее истории человечества...

— Ракета «Циолковский» сегодня вернулась из пробного полета к Нептуну. Самочувствие экипажа отличное...

— «Правда» сообщает, что в нашей стране средняя продолжительность жизни составляет в настоящее время 124 года...

— Проводите свой выходной день на берегах Черного моря! Пассажирский вертолет можно вызвать по телефону Г2-55-670...

В этом репортаже из будущего гораздо меньше вымысла, чем представляется на первый взгляд.

Так будет: отступят пустыни, исчезнут болезни, сокращающие жизнь человека, придет невиданное изобилие. Так будет — при коммунизме.

Когда он наступит, как ты думаешь?

Почему бы, например, уже сейчас, скажем с завтрашнего дня, не перейти к коммунистическому принципу распределения — не «по труду», а «по потребностям»?

Этого сделать нельзя. Наше общество пока еще не может удовлетворять неограниченные потребности человека: для этого тех товаров и продуктов, что мы производим, еще не достаточно. Значит, Будущее не придет само, если не примем мер.

Чтобы перейти к коммунистическому принципу распределения, чтобы всего хватало всем, мы должны резко увеличить производство промышленной и сельскохозяйственной продукции. Такую цель и поставил перед собой наш народ.

Сейчас успешно выполняется семилетний план, а следующий этап будет еще величественнее, еще больше приблизит нас к коммунизму.

Но это — только одна сторона предстоящего нам великого дела.

...Те, кто думают, что в коммунистическом будущем их ожидает сплошной отдых, глубоко заблуждаются. Правда, при коммунизме все смогут получать «по потребностям», но для этого, как и теперь, нужно будет, чтобы каждый работал «по способностям». Все дело в том, что тогда сам труд станет первой потребностью и человек, получивший более ответственную и сложную работу, будет лишь гордиться доверием своих товарищей.

Впрочем, почему — «будет»?

В Советском Союзе уже есть немало бригад и ударников коммунистического труда.

Ударник коммунистического труда добровольно берет на себя высокие обязательства не из-за стремления к личному благополучию или славе, а из-за идейной преданности общему делу коммунистического строительства. Пример этому — патриотический почин вышневолоцкой ткачихи Валентины Гагановой и доблестный труд многих и многих ее последователей.

В мае 1960 г. в Кремле состоялось Всесоюзное совещание передовиков соревнования за звание бригад и ударников коммунистического труда. Это совещание показало, что не единицы, не десятки, а многие и многие тысячи рабочих и колхозников стремятся жить и трудиться по-коммунистически, что это движение становится массовым.

В приветствии Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза участникам совещания говорится: «Главной особенностью соревнования за звание бригад и ударников коммунистического труда является то, что в нем органически сочетается борьба за достижение на основе новейшей науки и техники наивысшей производительности труда и воспитание нового человека — хозяина своей страны, который постоянно смотрит вперед, дерзает, думает, творит. Связывая воедино труд, учение и быт, это соревнование оказывает активное влияние на все стороны жизни и деятельности человека, является важным фактором стирания существенных различий между умственным и физическим трудом».

Передовики производства, участники Всесоюзного совещания, обратились к трудящимся нашей Родины с призывом: «Передай свои знания, свое умение товарищу по работе, вовремя приди на помощь отстающему, чтобы добиться подъема!»

Выходит, уже в наши дни черты нового, коммунистического отношения к труду проступают все более явственно. Ленинский принцип коллективизма «все за одного и один за всех» становится нормой поведения советских людей.

Но у нас еще есть люди, стремящиеся найти работу почище, полегче и повыгодней; есть бездельники, прогульщики, рвачи. Они-то уже, наверно, не станут трудиться, получив возможность иметь все даром! А эгоисты и трусы, а болтуны и пошляки, а люди с мещанскими взглядами? Как с ними строить коммунизм и жить рядом в светлом будущем мире?..

Вспомни, как заканчивается пьеса Маяковского «Баня».

Чудесная «машина времени» унесла в коммунистическое далеко своего создателя Чудакова и других честных тружеников: бухгалтера и милиционера, рабочих-студентов и машинистку. А носители пороков старого мира: бюрократы, подхалимы, карьеристы, тунеядцы, сплетники — остались, «скинутые и раскиданные чёртовым колесом времени...»

Эта сцена глубоко символична: людям с чуждой нам моралью дороги в коммунизм нет.

Значит, чтобы построить коммунистическое общество, нужно не только создать изобилие товаров и продуктов, необходимо еще подготовить всех наших людей к новой жизни, которая их ожидает, воспитать у каждого коммунистическое сознание, коммунистическую нравственность. Эта задача не легче, а во многом сложнее первой, и она также требует, чтобы мы работали «по способностям» — и над собой, и помогая другим.