О человеке


«Чуден свет — дивны люди».
(Старая русская пословица.)

 

ЧЕЛОВЕК — ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ МИРА

Необычайно сложен мир неживой природы.

Разве не удивительно строение вещества, из которого состоят окружающие нас предметы, и разве не величественна картина бесконечного космоса? Еще более сложен мир живой природы — растения и животные. Но самое высокое в природе — человек. Он познал многие сокровенные тайны окружающего и научился управлять явлениями природы, изменять их.

Присмотритесь к вещам, среди которых вы живете. Почти все они созданы или преобразованы людьми. Наша одежда, наши дома, наши фабрики и заводы с их бесчисленными машинами, железные дороги, автомобили и самолеты, телеграф и телефон, радио и телеаппараты — все это сделано человеком; даже растения и животные, которыми пользуются люди для удовлетворения своих потребностей, человечество научилось совершенствовать: выводить новые замечательные сорта растений, улучшать породы животных и т. п.

Но самое удивительное достижение человека — это создание того мира, который мы называем миром духовных явлений: мира науки — знаний об окружающей действительности, о самих людях и о человеческом мышлении; мира искусств — художественной литературы, музыки, танца, живописи, скульптуры и зодчества.

На что бы мы ни направили свой мысленный взор—во всем мы находим печать труда и мысли человека, его творческой воли.

Вещество. Человек не только заглянул в мир атома и разгадал многие тайны его строения. Он научился делить, расщеплять атом, управлять скрытой в нем энергией и превращать одно простое вещество в другое. Изучив законы сложных химических соединений, человек стал создавать новые материалы с такими чудесными свойствами, какими не обладает ни один материал в природе.

А наша Земля? Разве можно рассказать сейчас о ее географии, скинув со счетов деятельность человека? Каналы, построенные людьми, разрезают континенты и соединяют моря, реки меняют свое течение, пески бесплодных пустынь отступают, а растения продвигаются рукой человека далеко на север. Лик земной поверхности меняется, и, может быть, не так далеко время, когда люди, заставив таять льды, сковывающие полюса Земли, будут регулировать ее климат.

Вселенная, космос — мир далеких звезд! Человек распахнул для себя двери и в этот мир. Сегодня он еще только на пороге его, но первые посланцы — построенные им космические лаборатории, спутники, лунники, космический корабль-спутник — уже там, за пределами нашей Земли. Теперь космос ждет хозяина этих посланцев — самого человека. Сначала он появится в космосе как путешественник и исследователь. Но мы можем представить себе и ту более отдаленную эпоху, когда человек покорит космос. Ведь возможности развития человеческих сил, человеческого гения безграничны.

 

ЧЕЛОВЕК — ПРОДУКТ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Поистине удивительное существо — человек! Уже с древних времен люди стали размышлять о том, что такое человек. Они видели великие дела и подвиги, которые человек способен совершать, и слагали об этих подвигах легенды. Они удивлялись могуществу человеческого разума и понимали, что нет на Земле существ, равных человеку. Но в те времена люди еще почти ничего не знали о действительной природе человека. Они стали думать, что человек имеет неземное происхождение и главное в человеке его душа, она движет его разумом, чувствами и поступками и принадлежит особому, «потустороннему» миру. Фантазия людей населила этот потусторонний мир богами. Люди стали считать их творцами не только всей природы, но и самого человека, которого, в отличие от животных, боги якобы наделили бессмертной, как и они сами, душой. Человек стал казаться им проводником силы и воли богов. Способности, свойственные человеку, называли «дарами богов»: когда человеку удавалось совершить что-нибудь замечательное, то говорили: «Бог ему помог»; когда же он терпел неудачу или погибал, то говорили: «Такова божья воля». Наш язык до сих пор еще хранит следы этих старых верований.

По мере того как развивалась практическая деятельность людей, все более расширялись и их знания об окружающем мире. Постепенно накапливались знания и о живых организмах, о строении тела животных и человека. Так начали складываться специальные науки, которые прежде всего отвечали потребностям медицины, — анатомия и физиология животных и человека.

Сравнивая между собой устройство организма различных животных, ученые не могли не обратить внимания на черты сходства между ними. Так, шаг за шагом вырисовывалась картина постепенного перехода от более простых животных организмов к более сложным и, наконец, к человеку. Это и привело к величайшему достижению науки: к созданию учения о постепенном развитии (эволюции) животных, которое позднее было распространено и на человека. Как известно, законы, управляющие процессом эволюции, были открыты великим естествоиспытателем Чарлзом Дарвином. Дарвин научно объяснил не только происхождение разных видов животных, но и человека. Стало совершенно очевидным, что предками человека были особенно высокоразвитые, ныне вымершие, животные (ближе всего к ним стоят современные человекообразные обезьяны). Так было установлено, что человек имеет естественное, животное происхождение. Это явилось огромным завоеванием науки, оно нанесло смертельный удар сказкам о божественном происхождении человека.

Однако далеко не все особенности человека могли быть поняты как результат действия законов биологической эволюции. Оказалось, что законы эти бессильны объяснить как раз те особенности человека, которые ставят его неизмеримо выше даже самых высокоразвитых представителей животного мира: способность производить орудия, служащие для целесообразного воздействия на природу в процессе труда, в производстве; способность пользоваться языком для обмена мыслями и накопленными знаниями с другими людьми; способность создавать науку и произведения искусств.

Что же породило все эти способности человека, которые так высоко вознесли его над миром животных? Ответили на этот вопрос не биологические науки, а науки об обществе, о его историческом развитии. Великие ученые— Карл Маркс и Фридрих Энгельс, открывшие законы развития человеческого общества, открыли и происхождение указанных способностей людей. Они показали, что подлинно человеческое в человеке формируется не в процессе его инстинктивного приспособления к природной среде, а в процессе развития труда и общества.

Жившие многие десятки тысячелетий тому назад полулюди-полуобезьяны в борьбе с природой вынуждены были объединяться, чтобы совместно производить средства для своего существования. Так возникло человеческое общество, основой которого стал труд — производство благ, необходимых для жизни членов общества.

Когда люди еще только начинали сообща трудиться и изготовлять орудия и средства труда, они уже делали их для определенных целей; вместе с этим у них появилась и потребность говорить друг с другом при помощи языка, понятного всем участникам трудового процесса. Так возникли первые разумные человеческие действия, совершаемые не голой рукой, а вооруженной орудием, которое во много раз увеличивало силы и возможности человека; к тому яге они были согласованы с действиями других членов трудового коллектива, что могло быть сделано только с помощью языка, в процессе речевого общения между людьми. Таким образом, труд и речь были самым главным, что превратило людей, которые еще не вполне вышли из животного состояния, в настоящих людей. Ф. Энгельсу принадлежит замечательная мысль, высказанная им более ста лет назад: «Труд создал самого человека».

В дальнейшем процесс развития орудий, средств производства и отношений между людьми, а также самого человека стал полностью подчиняться действию новых законов — законов общественно-исторического развития.

Это значит, что изменение условий, в которых живут люди, и самого образа жизни, какой они вынуждены вести, стало зависеть теперь главным образом от исторически складывающихся обстоятельств, а не от природной среды. В самом деле, что важнее для жизни человека, для его судьбы, для того, кем он становится и какие способности у него формируются — то, что он живет, например, в субтропиках или в средней полосе, или то, живет ли он, скажем, в условиях рабовладельческого общества или социалистического? Конечно, решающее значение для развития человека имеют общественно-исторические условия его жизни. Именно от этих условий зависит, как живут люди и кем они становятся, какие черты и способности у них развиваются и какие, наоборот, отмирают.

Итак, действие законов биологической эволюции только подготовило появление на Земле людей, которые объединились для совместного труда. Эти законы объясняют, откуда взялся человек, как он появился на Земле, но дальнейшее развитие общества и самого человека стало управляться уже законами общественноисторическими. Это и позволило человеку развить в себе такие особенности, которые не могут появиться ни у одного животного. Почему? Да потому, что самый процесс, самый путь развития людей стал совершенно другим. Попробуем разобраться в этом важном вопросе.