Накопленное поколениями. Эстафета человечества


НАКОПЛЕННОЕ ПОКОЛЕНИЯМИ

Каждому отдельному животному свойственны определенные врожденные черты. Это касается не только устройства его тела, но также и особенностей его поведения. Всякое животное родится с определенными способностями и инстинктами. Присмотритесь к поведению, например, кошки. Каждый знает, как чутко прислушивается она к малейшему шороху, как при появлении движущегося предмета сначала настораживается, а потом стремительно бросается за ним. Это — врожденное (инстинктивное) поведение, наблюдающееся у всех кошек. Оно очень характерно для этих животных и играет существенную роль в их жизни, в приспособлении к среде.

Что же представляет собой инстинктивное поведение животных? Это такое поведение, которое вырабатывается в процессе эволюции. В нем закреплен опыт, накопленный предшествующими поколениями. Благодаря действию законов наследственности, он передается каждому отдельному животному, принадлежащему к данному виду. Иначе говоря, это — видовое поведение, в котором выражается опыт приспособления к среде, накопленный бесчисленными поколениями предков животного.

Однако поведение животных определяется не только унаследованными ими инстинктами, но и опытом, приобретаемым каждым отдельным животным в жизни. Мозг животного не только «помнит» достижения развития предшествующих поколений (они закрепляются, как об этом узнает читатель ниже, в форме так называемых безусловных рефлексов). Мозг способен накапливать и новый, индивидуальный опыт, складывающийся в процессе жизни каждого отдельного животного (такой опыт формируется путем образования новых мозговых связей — условных рефлексов, о которых тоже будет подробно рассказано в этом томе). Попросту говоря, животные способны научаться приноравливать унаследованное ими поведение к изменяющимся или новым условиям жизни, иногда довольно сложным.

Что же является самым существенным у животных — их инстинктивное, унаследованное от предшествующих поколений поведение или поведение, приобретаемое под влиянием их собственного, индивидуального опыта? Конечно, главным, основой, на которой строится поведение любого животного, является унаследованный им опыт. Напротив, все то, что приобретает животное на протяжении собственной жизни, представляет собой только видоизменение унаследованного им видового опыта, заложенных в нем инстинктов.

 

ЭСТАФЕТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Совсем иначе происходит развитие человека. Каждый человек отчасти наделен врожденными инстинктами и задатками, иначе он не мог бы жить и развиваться. Но не это является решающим, не это делает его настоящим человеком.

Человека иногда характеризуют как существо, изготовляющее орудия и пользующееся ими, как существо, обладающее речью, как существо разумное. Отсюда происходит и латинское название вида «человек» — Homo sapiens (гомо сапиенс), что значит «человек разумный». Все это действительно характерные черты человека. Но обладает ли человек всеми этими чертами от рождения, передаются ли они ему от его предков по законам наследственности? Легко увидеть, что это не так. Человек не родится наделенным инстинктом применения орудий и инструментов, он не начинает инстинктивно говорить на языке окружающих его людей, у него не существует врожденных понятий или способности пользоваться, например, системой десятичного счета и т. п.

Как сами орудия, так и умение пользоваться ими есть продукт длительного процесса исторического развития человечества, результат деятельности многих поколений людей. Но эти умения не закрепляются мозгом так, чтобы они могли наследственно передаваться последующим поколениям. Каждому человеку каждого нового поколения приходится учиться этим способам, овладевать ими в процессе своей жизни. То же и в отношении речи. Ни один человек не обладает врожденной способностью понимать язык, на котором говорили многие поколения его предков, и тем более говорить на нем; ни один человек не имеет врожденных задатков пользоваться той или иной системой счета.

Все эти достижения, приобретенные в период общественно-исторического развития человечества, передаются людьми новых поколений уже не в силу действия законов наследственности (так передаются только такие черты, как, например, цвет глаз или некоторые общие свойства нервной системы), а совершенно иначе. Люди каждого нового поколения с рождения окружены предметами и явлениями, которые представляют собой продукты деятельности предшествующих поколений. К числу таких явлений принадлежат и язык, и выражаемые языком понятия, знания, а также различные художественные произведения. Для совсем маленького ребенка — это просто физические предметы и явления. Но уже очень рано ребенок вступает в общение с окружающими его людьми. В процессе общения с ними он научается тому, как пользоваться окружающими его вещами; вместе с тем он учится понимать обращенную к нему речь и говорить сам — он овладевает языком окружающих, усваивает его. Постепенно он овладевает все более широким Кругом творений человеческих рук, коллективной человеческой мысли и человеческих чувств. В этом процессе у него и формируются подлинно человеческие способности и свойства. Так он становится настоящим человеком.

В научной литературе описано несколько очень редких случаев, когда маленькие дети вырастали в лесах, среди животных, никогда не видев ни одного человека, ни одного человеческого предмета. Что же представляли собой эти дети? Кроме внешнего облика, у них не было ничего человеческого. Они не говорили, были не способны целесообразно пользоваться орудиями, у них не было даже самых простых понятий об окружающем. Они обладали только некоторыми унаследованными ими от далеких животных предков человека инстинктами и сформировавшимся на основе этих инстинктов индивидуальным опытом приспособления к природной среде — условными рефлексами. Подобные случаи особенно наглядно показывают, что человек становится человеком только среди людей, только живя в обществе.

Можно сказать, что каждый человек учится быть человеком. Чтобы жить и творить, ему недостаточно того, что дала природа. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто людьми в процессе исторического развития человеческого общества. И все это он находит в мире вещей, явлений, среди которых он живет; в том, что он слышит от других людей; в книгах, которые он читает; картинах, которыми он любуется... Но далеко не все может усвоить человек самостоятельно, без помощи других. Это потребовало бы не одной, а многих человеческих жизней. Поэтому его активно обучают — сначала дома или в яслях и детском саду, потом в школе, на производстве, в институтах и университетах. Но при этом — учится ли он самостоятельно или в школе — он всегда учится сам. И продолжает учиться всю свою жизнь — работая, встречаясь с людьми и даже отдыхая.

Перед человеком целый океан богатств, веками накопленных бесчисленными поколениями людей, единственных существ, населяющих нашу планету, которые стали созидателями. Люди, целые поколения умирают, но созданные ими вещи, накопленные знания и умения переходят к людям следующих поколений, которые их умножают и совершенствуют — несут дальше эстафету человечества.

Человек действительно бессмертен, но только бессмертны в нем не душа, а его дела — то, что он вкладывает своим трудом в общую сокровищницу человеческих творений.