Биология, история, психология. Развитие ускоряется


БИОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Мы видели, что человек имеет естественное, животное происхождение.

Вместе с тем он является продуктом развития общества. Только в условиях общества возникла речь, сознание и сформировались свойственные человеку психические процессы: высшие формы восприятия и памяти, мышление и воображение, волевые процессы и чувства.

Наука издавна пыталась проникнуть в эти непосредственно скрытые от глаз постороннего наблюдателя процессы и порождаемые ими явления: образы, представления, мысли, желания, волевые усилия. Долгое время люди ограничивались лишь описанием этих внутренних процессов и явлений, как они представлялись им по их наблюдению за самими собой. Стараясь объяснить эти явления, ученые строили различные догадки, часто совершенно фантастические. Ведь явления эти так не похожи на все то, что мы находим в мире, который существует вне нас!

Они кажутся совершенно неуловимыми: можно точно описать, например, особенности листа какого-нибудь растения, можно измерить его поверхность, подсчитать среднее число листьев на ветке, можно, наконец, засушить и сохранить этот лист для всякого, кто захочет сам рассмотреть его. Но как опишешь образ этого листа в сознании? Как измеришь его, взвесишь, как покажешь другому? Все это, конечно, невозможно сделать. И вместе с тем образ листа или мысль о нем существует так же реально, как и сам лист, который человек видит или о котором он думает.

Вместе с тем роль психических процессов и явлений в жизни человека чрезвычайно велика. Отражая мир, психические процессы позволяют ориентироваться в нем. Но они отражают не только окружающую действительность, а и действия самого человека и его собственные свойства. Человек способен поэтому познавать самого себя и сознательно управлять собой, своими действиями и поступками.

Психика человека отражает действительность. Однако психическое отражение вовсе не похоже на отражение зеркальное. Оно похоже скорее на отражение в том сказочном зеркале, в котором можно увидеть не только то, что находится перед ним, но весь мир; не только настоящее, но и далекое прошлое и даже будущее. Все это и дает человеку возможность быть тем, что он есть: открывателем тайн природы, активным создателем материальных и духовных ценностей, великим провидцем будущего, осуществителем тех целей и планов, которые он строит мысленно — в своей голове.

Но как бесконечно сложна человеческая психика и как трудна задача ее научного познания! Поэтому долгое время психологические знания накапливались очень медленно. От первых представлений античных философов о психике человека до того времени, когда психология встала на твердую научную почву и начала успешно развиваться, прошло почти два тысячелетия. Это объясняется тем, что психология составляет такую область знаний о человеке, которая не могла развиваться иначе, как на основе достижений других наук, изучающих человека: наук о жизнедеятельности его организма, и прежде всего его мозга, а также наук о происхождении человека и его общественно-историческом развитии. Из этих наук наиболее важны для психологии антропология, которая рассматривает происхождение человека и изучает особенности человеческих рас; марксистские наук и об обществе и его развитии и, наконец, физиология высшей нервной деятельности, объясняющая работу коры больших полушарий головного мозга. Науки эти впервые сложились лишь в прошлом веке, а физиология высшей нервной деятельности даже несколько позже, в конце XIX — начале XX в.

Важную роль в начавшемся быстром развитии научной психологии сыграли также новейшие методы изучения электрических явлений в мозге, некоторые математические методы и методы, которыми пользуется кибернетика — наука, изучающая процессы управления в машинах и живых организмах.

Итак, психология хотя и имеет многовековую историю, но начала по-настоящему развиваться позже других наук о человеке. Зато ей принадлежит большое будущее: ведь это наука о самом замечательном свойстве самого замечательного существа на Земле — человека.

 

РАЗВИТИЕ УСКОРЯЕТСЯ

От эпохи к эпохе завоевания людей все более множились и человек все выше поднимался над другими существами. Но вот что замечательно: чем дальше шел этот процесс, тем движение его становилось быстрее.

Попробуем выразить ход важнейших завоеваний человеческой цивилизации в какой-нибудь условной шкале времени, которую можно легко себе представить. Примем, например, что от появления первых настоящих, окончательно сложившихся людей до того, как они стали пользоваться металлами, прошел всего только один день. Тогда период, отделяющий эту эпоху (начало «бронзового века») от первых попыток применить силу пара, составит на нашей условной шкале около двух часов. Следующий большой шаг — до начала промышленного использования электрической энергии — займет на этой шкале приблизительно три минуты, а промежуток между веком электричества и началом эпохи атомной энергии составит уже только десятки секунд.

Должны ли мы ожидать, что в будущем прогресс пойдет еще скорее? Да, и притом гораздо скорее! Главная причина еще большего ускорения развития в будущем заключается в том великом преобразовании самого человеческого общества, которое происходит в наше время и знаменует собой начало новой исторической эры.

На протяжении многих и многих веков в человеческом обществе существовали такие отношения между людьми, которые ставили одних в положение рабов, крепостных или рабочих, вынужденных работать на владельцев земли, хозяев фабрик и заводов, других, составлявших ничтожное меньшинство, — в положение рабовладельцев, помещиков-феодалов или фабрикантов и банкиров, владеющих всеми богатствами. Долей одних был подневольный физический труд, и им были почти недоступны сокровища человеческой культуры. Зато другие широко пользовались за их счет и материальными, и духовными благами; если они и трудились, то на их долю приходился главным образом труд умственный. Поэтому развитие людей шло крайне неравномерно и было односторонним: немногие достигали вершин, большинство же людей оставались темными, неграмотными; те и другие испытывали на себе уродующее влияние разделения умственного и физического труда, мешавшее полному и гармоническому развитию их способностей.

Отношения эти делили людей на разные общественные классы и порождали классовую борьбу. Они вызывали все более кровопролитные войны между государствами. В их огне гибли люди, города и заводы, библиотеки и музеи, уничтожалось несметное множество ценностей, созданных человеческим трудом.

Наступило, наконец, время, когда эти господствовавшие многие века общественные отношения были впервые в истории разрушены. Это сделала Великая Октябрьская социалистическая революция.

Народы нашей страны, а за ними и народы ряда других стран стали строить социалистическое общество. Это — общество, где, в отличие от того, что происходит до сих пор в капиталистических странах, больше не существует угнетения человека человеком, где все люди трудятся на общее благо и где перед каждым открываются широчайшие возможности.

Развитие производства, науки и культуры ускорилось в этих условиях во много раз и будет ускоряться еще больше. Отсталая, на три четверти неграмотная дореволюционная Россия, став социалистической, догнала в самый короткий исторический срок наиболее развитые страны, где еще сохраняются старые капиталистические отношения, и сейчас начинает опережать самую передовую из этих стран — Соединенные Штаты Америки.

Пройдут немногие годы, и достигнутое сегодня покажется лишь первыми шагами человечества навстречу своему прекрасному будущему, которое называется коммунизм.

Новая эра, в которую вступила история человечества, — это не только эра мирного созидательного труда, замечательных машин, электронных «думающих» устройств и космических кораблей, но и эра нового человека, Человека с большой буквы. В эту эру развитие всех людей пойдет вперед еще более быстрыми, поистине гигантскими шагами. Невиданно могучей станет мысль человека, пышно расцветут его способности, возвышенны будут его чувства, и каждый будет богат богатством всей человеческой культуры.

 

ЧТО НАЙДЕТ ЧИТАТЕЛЬ В ЭТОМ ТОМЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Этот том, посвященный человеку, начинается с описания его животных предков и того, как они постепенно превратились в настоящих людей. В этом разделе читатель сможет познакомиться с некоторыми современными данными антропологии.

В следующем разделе тома рассматривается строение и работа организма человека. Хотя человек имеет общественно-историческую природу, он остается существом телесным, обладающим определенными органами с присущими им функциями. Поэтому знать человека — значит знать также и его анатомию и физиологию.

В третьем разделе рассказывается о некоторых психических процессах и свойствах человека, о его памяти и воображении, о том, как он мыслит и воспринимает мир. Здесь говорится о психике человека в связи с его трудовой деятельностью и о других сторонах психической жизни.

Четвертый раздел посвящен нравственному миру человека.

В пятом разделе тома даются сведения о физической культуре и различных видах спорта. Ведь это составляет тоже очень важную сторону жизни человека. Любая его деятельность: будь то труд, учение, наука, искусство — все они требуют от человека физического развития.

Наконец, последний раздел — о выдающихся ученых, борцах за жизнь и здоровье человека.

Исчерпывает ли, однако, этот том весь круг знаний о человеке, хотя бы и самых элементарных?

Нет, далеко не исчерпывает. Ведь источником знаний о человеке являются все отрасли науки и техники, равно как и все искусство.

Разве география не рассказывает нам об изменении человеком растительного и животного мира Земли? То же и история: ведь это люди создали общество, это они — творцы истории человечества. Успехи физики, математики и других наук — тоже свидетельство успехов познания человека, развития его мыслительных способностей. Тем более «человечное» искусство. В произведениях искусств отражены не только внешние явления и события, в них воплощены человеческие чаяния и чувства, внутренний духовный мир человека.

Все это — тоже важные источники знаний о человеке.