О вегетативной нервной системе


Когда вы сидите в школе на уроке алгебры и решаете какую-нибудь задачу, ваше сердце бьется размеренно и спокойно. Но вот вы на уроке физкультуры. Его начинают обычно с бега. Ваше сердце резко ускоряет и усиливает свою работу, так как мышцы нуждаются в усиленном притоке крови. Что же регулирует работу сердца, какая часть нервной системы отвечает за работу внутренних органов?

Работу наших внутренних органов регулирует вегетативная нервная система. Она управляет работой внутренних органов без участия нашего сознания. Каждый орган получает от вегетативных центров волокна двух видов. Одни из них тормозят работу органа, а другие — возбуждают. Эти волокна, имеющие разное значение, берут начало от разных частей вегетативной нервной системы. Волокна, начинающиеся в грудных сегментах спинного мозга, относятся к симпатической нервной системе, а волокна, начинающиеся в нижней части спинного мозга и в головном мозге, — к парасимпатической системе. Такая двойная обеспеченность какого-либо органа (иннервация) позволяет нервным волокнам тонко регулировать и координировать работу внутренних органов.

Устройство вегетативной нервной системы отчасти напоминает узловую нервную систему червей и моллюсков и отчасти сетчатую систему гидры.

Вегетативная нервная система оказывает влияние не только на работу внутренних органов, но и на деятельность мышц нашего тела. Это доказали советские ученые Л. А. Орбели и А. Г. Гинецинский. Был проделан такой опыт: двигательный нерв лягушки раздражался и вызывал сокращение мышц лапки. Через некоторое время мышца утомлялась. Ее сокращения становились значительно слабее. Но стоило начать раздражать симпатические нервы, обеспечивающие эту мышцу нервными волокнами, как ее сокращения резко усиливались. Л. А. Орбели считал, что симпатическая нервная система оказывает свое действие в первую очередь благодаря изменению снабжения тканей питательными веществами.

Вегетативная нервная система постоянно регулируется центральной нервной системой, хотя обычно мы и не можем сознательно управлять работой сердца, желудка, печени. Однако в результате особой тренировки последователи древнеиндийского философского учения йога вырабатывают у себя способность произвольно замедлять или ускорять сокращения сердечной мышцы, надолго останавливать дыхание и т. п. Ничего сверхъестественного в этом нет. Длительная тренировка и особые упражнения могут позволить каждому человеку в той или иной степени сознательно управлять работой внутренних органов. И это возможно только потому, что вегетативная нервная система подчиняется и тесно связана в своей деятельности с работой остальных частей центральной нервной системы.

 

 «ВНИМАНИЕ! ОПАСНОСТЬ!»

Посмотрите на почуявшую дичь собаку. Она внезапно останавливается и замирает с поднятой лапой — делает стойку. Когда вы слышите какой-нибудь непонятный звук или видите незнакомый предмет, то невольно настораживаетесь. И. П. Павлов назвал это рефлексом «Что такое?» или, по-другому, ориентировочной реакцией. Весь ваш организм как бы спрашивает: «Что случилось? Не грозит ли опасность?» Обычно глаза и уши в это время поворачиваются в сторону источника непонятных сигналов. С описанными рефлексами связаны и реакции «боевой готовности». При резких звуках внезапно надвигающейся опасности вы либо вздрагиваете, либо просто бросаетесь в сторону.

Замечательный пример этого рефлекса приводит Чарлз Дарвин. Он пишет: «Я приложил лицо вплотную к толстому стеклу, за которым была змея, с твердым намерением не откидываться назад, если змея на меня бросится, но как только она бросилась, моя решимость исчезла, и я с удивительной быстротой отскочил на ярд или два».

Где же замыкаются дуги этих важных рефлексов, спасающих нас от опасности? Только в последнее время ученые выяснили, что отвечает за эти реакции целая система волокон и клеток, которые в виде сложной сети распределяются по всему спинному мозгу и поднимаются выше — в ствол головного мозга. Эта система была давно известна под названием сетчатого вещества, однако ее функции были долгое время неясны. Когда физиологи стали изучать сетчатое вещество, то выяснилось, что его клетки посылают импульсы самым различным частям нервной системы. Если у животного повредить сетчатое вещество среднего мозга, то животное заснет. Сетчатое вещество оказалось той системой, которая поддерживает в работоспособном состоянии всю центральную нервную систему. Оно приводит в нужную минуту нейроны того или иного отдела центральной нервной системы в «боевую готовность» и тормозит работу других образований.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, почему в концертном зале не тушат свет? Понаблюдайте, и вы заметите, что в темной комнате звуки тише и глуше, чем в светлой. Секрет открывается просто.

В ствол головного мозга входит средний мозг, на верхней поверхности которого имеется так называемое четверохолмие — четыре возвышения (бугорка) со скоплениями нервных клеток. Звук и свет сначала воспринимают наши глаза и уши. Затем световые и звуковые раздражители на пути к полушариям мозга проникают в бугорки четверохолмия. Передние, большие по размерам бугорки связаны со зрением, а задние — со слухом. Слуховые и зрительные бугорки четверохолмия соединены между собой, так как их клетки посылают друг другу свои отростки. Вот почему свет помогает слушать музыку. Он как бы возбуждает аппараты, воспринимающие звук.