Центры движений. Утомление
Искусственная рука лежит на подставке. Рядом стоит человек. К его руке присоединяют провода. Он сжимает пальцы в кулак и с удивлением замечает, что такое же движение совершают пальцы искусственной руки. При разжимании кулака разжимает свои пальцы и искусственная рука. Она может совершать и другие движения, повторяя движения пальцев человека.
Пальцы искусственной руки приводятся в движение электричеством, источником которого оказывается… рядом стоящий человек.
Рассказанный опыт — не фантазия. Такую искусственную руку создали советские физиологи и инженеры.
Электрическими явлениями сопровождается любая работа мышц. Мы их не ощущаем, потому что напряжение электрического тока в организме человека ничтожно мало. Но если его усилить в миллионы раз, то оно может приводить в движение несложные механизмы, управляющие искусственной рукой.
ЦЕНТРЫ ДВИЖЕНИЙ
Центры движений расположены в области передней центральной извилины головного мозга. Извилина правого полушария управляет движениями левой половины тела, а левого полушария — движение правой половины тела. Пути, идущие от полушарий в спинной мозг, перекрещиваются в области продолговатого мозга.
В самой верхней части извилины находятся центры движения нижних конечностей, а в нижней части—верхних частей тела. Человек как бы представлен в этой извилине вверх ногами. Но размеры областей мозга не соответствуют размерам частей тела, которыми они управляют. Например, центры движения туловища занимают гораздо меньшую область, чем центры движения, пальцев. Самые большие области мозга, управляющие частями тела, — те, которые управляют кистью (в особенности большим пальцем), языком и голосовыми связками, движениями глаз.
УТОМЛЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА
Есть такой прибор — эргограф. На него укладывают руку и на палец надевают мягкий хомутик. С хомутиком соединена бечевка, которая перекинута через блок, а на конце бечевки — груз. Человеку предлагают поднимать в определенном ритме этот груз пальцем. У прибора есть писчик, который записывает движение на вращающемся барабане.
На рисунке показана запись таких движений. Вы видите, что вначале движения совершались с большим размахом. Но постепенно размахи стали уменьшаться, и в конце концов движения прекратились.
— Почему вы перестали поднимать груз? — спрашивают испытуемого.
— Я устал, — отвечает он. — Палец больше не двигается.
Что произошло? Почему утомились мышцы?
Чтобы ответить на этот вопрос, был поставлен специальный опыт, из которого был сделан вывод, что утомление возникло не в мышцах, а в нервных центрах.
ОТДЫХ БЕЗ ОТДЫХА
Иван Михайлович Сеченов решил на себе изучать утомление. Он стал работать на эргографе, приспособленном для движения руки, как при пилке дров. Поработав определенное время одной рукой, например правой, и заметив, что размахи движений от утомления начинают снижаться, он отдыхал. После отдыха вновь работал. Ясно, что отдохнувшая рука сначала увеличивала размахи движений. Такую работу. Сеченов повторял неоднократно и наблюдал влияние отдыха на работоспособность.
После этого он изменил условия отдыха. Вместо того чтобы отдыхать полностью, он работал левой рукой, а правая в это время отдыхала. И что же? После работы левой рукой правая была больше отдохнувшей, чем после полного отдыха.
Опыт Сеченова показал, как нужно правильно отдыхать. Настоящий отдых — это вовсе не полный покой, не бездеятельность, а небольшая работа. Но работа не уставших до этого нервных центров, а других. Чередование одной работы с другой дает больший отдых, чем чередование работы с полным отдыхом. Такое чередование получило название активного отдыха, в отличие от пассивного, когда человек ничего не делает.
На фабриках и заводах часто можно видеть, как прекращается работа и рабочие начинают делать различные гимнастические упражнения. От этого производительность их труда повышается. Переключение с труда на физкультуру повышает трудоспособность лучше, чем просто пассивный отдых.
Полезнее всего чередовать умственный труд с физическим. Вот почему следует сочетать учение с трудом и спортом.
Во время каникул редко кто из школьников сидит дома и ничего не делает. Каникулы можно заполнить до отказа интересной и разносторонней деятельностью: работой в саду, в колхозе, различными экскурсиями, туристскими походами, чтением интересных книг, физкультурой и спортом, играми и развлечениями. Все это вместе дает нагрузку мозгу и мышцам, пожалуй, не меньшую, чем в дни школьных занятий. Но так как здесь заняты другие нервные центры и деятельность эта чрезвычайно разнообразна, то получается превосходный активный отдых для нервной системы. Отдохнувшие нервные центры хорошо повышают свою работоспособность: школьники с удвоенной энергией приступают к занятиям.
КАЖДЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ СПОРТСМЕНОМ
К нескольким тренерам обратились с вопросом: какими прирожденными качествами должен обладать человек, чтобы стать спортсменом?
Ответ, который дали тренеры, был единодушен и краток.
— Чтобы стать спортсменом, не нужно никаких особых качеств от рождения, — сказали они.
Дальше они пояснили свой ответ. Спортсменом никто не рождается, а становится им в результате систематической тренировки.
Многое зависит, конечно, от того, с какого возраста человек начал заниматься физической культурой.
Как правило, чтобы добиться хороших спортивных результатов, нужно заниматься физкультурой с детства.
Возможности человеческого организма поистине неисчерпаемы. Однако они развиваются и реализуются только в процессе физической работы, физических упражнений.
Сравните тоненькую дряблую мышцу человека, не занимающегося физическим трудом и спортом, с мускулатурой тяжелоатлета. На этих двух разных мышцах особенно ярко заметно развитие ткани под влиянием физической работы. Но ведь также развиваются, правда менее заметно для глаз, и целые органы: сердце, легкие и даже кости. «Работа строит орган» — таков краткий вывод, к которому пришли ученые, изучая причины развития органов.
Физическая культура и физический труд не только развивают органы здорового организма. Доказано, что болезненный, хилый ребенок становится здоровым, крепким и жизнерадостным под влиянием физических упражнений и работы. Известно, например, что рекордсмен мира по плаванию на короткие дистанции Вейс-мюллер в детстве был настолько болезненным, что не мог даже систематически посещать школу. По совету врача родители послали его учиться плавать, чтобы поправить его легкие. Таких примеров история спорта знает много.
Спортсмен, конечно, должен быть здоровым человеком, но чаще здоровье — следствие занятий спортом, а не их предпосылка.
Ничто не может сравниться с преобразующей силой физического труда, физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного — быстрым, слабого — сильным, всегда жалующегося на усталость — выносливым, болезненного — здоровым.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.