Основные законы работы головного мозга


Есть старая индийская сказка. «Магараджа выбирал себе министра. Он возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие пытались пройти, а по пути их окликали, пугали, отвлекали, и они проливали молоко.

— Это не министры, — говорил магараджа.

Но вот пошел один. Ни крики, ни хитрости — ничто не отвлекало его глаз от переполненного сосуда.

— Стреляйте! — крикнул повелитель.

Стреляли, но и это не отвлекло его.

— Ты слышал крики? — спросил магарад-яга своего нового министра.

— Нет.

— Ты видел, как тебя пугали?

— Нет. Я смотрел на молоко.

— Ты слышал выстрелы?

— Нет, повелитель! Я смотрел на молоко».

Сказка эта правдоподобна. При сильном сосредоточении на чем-либо посторонние раздражители перестают восприниматься. Можно ли это объяснить с точки зрения физиологических закономерностей? Конечно, можно.

Исследованиями И. П. Павлова и его учеников были установлены три основных закона высшей нервной деятельности, относящиеся к возбудительному и тормозному процессам.

Если на животное или человека подействовал какой-нибудь внешний раздражитель (звук, свет и т. п.), то возникшее в центральной нервной системе возбуждение (или торможение) вначале распространяется по центральной нервной системе, охватывая значительные ее участки (закон иррадиации возбуждения и торможения). При распространении сильного возбуждения животное будет проявлять бурную реакцию как результат возбуждения значительного участка мозга с находящимися в нем центрами.

При распространении торможения может наступить естественный сон, представляющий собой один из видов внутреннего торможения (см. ст. «Сон»).

После рассеивания нервные процессы начинают концентрироваться (собираться) в пункте своего первичного возникновения. При этом очаг концентрированного возбуждения вызывает в окружающей его нервной ткани торможение, и наоборот. Зная все это, легко объяснить поведение претендентов на пост министра в индийской сказке. У тех, кто проливал молоко, когда их пугали во время прохождения по городской стене, не возникало концентрированного очага возбуждения. Поэтому они воспринимали всякое внешнее раздражение и не могли сосредоточиться на выполнении задания.

У последнего из конкурентов возник концентрированный очаг возбуждения. Это вызвало торможение прочих нервных центров, что препятствовало восприятию посторонних раздражителей.

Закон концентрации процессов и их взаимной индукции (усиления) лежит в основе внимания, или сосредоточения. Ученики, способные к концентрированию нервных процессов, гораздо лучше воспринимают содержание уроков. Посторонние раздражители не мешают им.

Способность к сосредоточению во многом зависит от типа нервной системы. Но ее можно усилить и специальной тренировкой. Каждый должен развивать у себя способность сосредоточиваться, так как это повышает продуктивность работы.