Что такое внимание


Вы включаете радиоприемник и слышите:

«Внимание! Говорит Москва». Это начинается радиопередача.

Стадион. На гаревой дорожке — несколько бегунов. Раздается команда: «На старт!» «Внимание!» Через несколько мгновений прозвучит выстрел стартового пистолета и спортсмены начнут бег.

Класс. Идет контрольная. «Внимательнее, Петя, внимательнее! Не отвлекайся», — говорит учитель.

Мы привели три возникших в памяти примера. Вы сами можете припомнить много случаев из своей жизни, когда от вас требовали внимания (или когда вы требовали его от кого-нибудь).

Что же такое внимание? Легко понять эго из следующего примера. Вот вы читаете сейчас эти строки. Но вместе с тем ощущаете прикосновение стола, на котором лежат ваши руки, переворачивающие страницы книги, «краем глаза» вы видите окно, а со двора доносятся голоса товарищей, гоняющих футбольный мяч. Но вспомните, одинаково ли вы сознавали текст книги и прикосновение стола несколько секунд назад, когда еще не прочитали об этом прикосновении? Ну конечно неодинаково. Вы были заняты чтением и сознавали текст ясно и отчетливо. Можно сказать иначе: ваше сознание было направлено на текст книги, сосредоточено на нем. Такая направленность и сосредоточенность сознания и называется вниманием.

Теперь уже просто понять и роль внимания. Мир действует на нас всеми своими красками, звуками, запахами. Но обязательно ли мы в любой момент должны одинаково ясно и отчетливо сознавать все, что нас окружает? Очевидно, нет; ведь не все имеет для нас одинаковое значение: что-то для нас важно, что-то менее важно, а что-то совсем не важно. Роль внимания в нашей жизни в том и заключается, что с его помощью мы легче можем справиться с любым делом: мы отвлекаемся от вещей, для нас в данный момент неважных, и все свои силы сосредоточиваем на основном.

Ученые стараются вскрыть физиологические основы каждого психического явления. Как же физиологически объяснить явление внимания? И. П. Павлов установил закон индукции, который говорит, что всякий возникающий в коре головного мозга очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. С возбужденным участком и связана наиболее яркая работа сознания. Другой русский физиолог А. А. Ухтомский называл такой очаг возбуждения «доминантой» (от латинского слова «доминари» — господствовать, преобладать).

Плохо быть невнимательным! Невнимательному человеку иногда не удаются самые простые вещи. Вот, казалось бы, чего проще: услышать важное сообщение, которое передают по радио. Так нет же! Невнимательного человека что-то отвлекло: то ли яркая обложка журнала, лежащего на столе, то ли чьи-то далекие голоса. Отвлекся от передачи в самом важном месте и не узнал, что же произошло в нашем большом, сложном, каждый день меняющемся мире.

...Раздалась команда: «Внимание!» Сейчас прозвучит выстрел и начнется бег, а ты стал вдруг думать о чем-то другом (быть может, ты уже представляешь себе, как тебя поздравляют с победой). Зазевался, «засиделся» на старте, на десятую долю секунды позже других начал бег — и победа, ради которой потрачено на тренировках столько сил и времени, упущена!

...Все сосредоточенно обдумывали решение задачи, а Петя то и дело поглядывал в окно. Задачу он не решил и получил двойку.

Плохо быть невнимательным, правда? Все получается не так. В тех случаях, о которых мы сейчас говорили, дело поправимо. Про важное событие можно узнать от товарищей или прочесть в газете, победить можно в следующем соревновании, двойку можно исправить. Но представьте себе, что бы случилось, если бы невнимателен был шофер или летчик! И его жизнь, и жизнь многих других людей постоянно была бы в опасности.

Посмотрите, как быстро и ловко идет работа у опытного мастера. И дело тут не только в том, что он хорошо освоил нужные движения: он внимательно следит за изготовлением детали.

А как помогает внимание ученому! Чарлз Дарвин писал: «Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания, а также способностью тщательно наблюдать их».

Наверное, вы сами замечали, как легко усваивается урок, когда вы внимательны. И понять все легко, и запоминается все быстро.

Отец Ленина Илья Николаевич Ульянов часто удивлялся, с какой быстротой Володя учит заданные на дом уроки. Раскроет книжку, пробежит глазами даже очень трудные страницы, и уже все хорошо знает. «Неужели у него такая удивительная способность к запоминанию?» — думал Илья Николаевич. Память у Владимира Ильича действительно была замечательная. Но оказалось, что дело не только в памяти. Побеседовав с учителями школы, где учился его сын, Илья Николаевич узнал, что Володя был очень внимателен на уроках. Ни одно сказанное учителем слово для него не пропадало даром. Володя почти все запоминал тут же, на уроке, а дома ему оставалось только восстановить в памяти то, что объяснялось в классе.

Все вы, конечно, согласитесь, что невнимательным быть плохо, а внимательным — хорошо. Но, скажете вы, иногда и хочется быть внимательным, а не получается. Как же стать внимательным? Как развить свое внимание? Попытаемся разобраться в этих вопросах. Для этого надо познакомиться с вниманием поближе, ведь мы пока дали только самое общее понятие о нем. Между тем психологи давно уже заинтересовались тем, что же такое внимание, и узнали про него много интересного.