О некоторых закономерностях внимания


Мы охарактеризовали внимание в целом, т. е. его зависимость от деятельности человека, его интересов. Теперь остановимся на некоторых отдельных свойствах внимания и расскажем, как можно изучать их.

Попробуйте исследовать свою способность к сосредоточению внимания. Для этого пересчитайте кружки, изображенные на цветной таблице для изучения внимания. Вверху слева вы видите круг, разделенный на 5 секторов, в каждом из которых кружки разного цвета. В том секторе, где кружки белые, их меньше всего; в следующем (по часовой стрелке) секторе — их больше; дальше — еще больше и т. д. Если вы начнете пересчитывать кружки в каждом секторе начиная с того, где кружки белые, задача будет постепенно усложняться. В каком-то секторе вы собьетесь со счета.

Разные люди решают эту задачу с разным успехом. Результат опыта может быть использован для сравнения их способности к сосредоточению внимания. Проделайте такой опыт вместе с товарищами. Учтите только, что при счете нельзя водить пальцем по кружкам.

Более сложная задача того же типа встанет перед вами, если вы будете пересчитывать кружки какого-либо одного цвета в круге, изображенном на той же цветной таблице внизу справа. Задача усложняется тем, что внимание постоянно отвлекается кружками другого цвета. Так, если вы считаете красные кружки, то вам «метают» синие. Зато как легко считать черные кружки — они расположены в правильном порядке.

Учтите, что по результату одного опыта нельзя решительно судить о способности сосредоточиваться. Чтобы получить достаточно надежные данные, необходимо провести много опытов и с разными таблицами.

Для исследования такого свойства внимания, как распределенность, используем рисунок, изображенный в середине цветной таблицы. Под распределенностью, или распределением внимания, понимают способность человека направлять внимание в разные стороны, распределять между разными видами деятельности. Распределение внимания требуется во всех профессиях и особенно в таких, как профессия учителя (надо объяснять урок и одновременно следить за классом), водителя (надо управлять машиной и смотреть на дорогу).

На таблице изображены три парных ряда цветных кружков. Вот первый ряд. Надо пересчитать кружки, произнося быстро: красный один, синий один, синий два, красный два, красный три и т. д.

Водить пальцем по кружкам нельзя, возвращаться и пересчитывать — тоже. Поэтому лучше закрывать отсчитанные кружки полоской бумаги.

Для успешного выполнения задания требуется умение распределять свое внимание между двумя действиями: пересчетом красных и пересчетом синих кружков. Вторая и третья пары рядов более сложны для пересчета, так как сначала вводятся зеленые кружки, а потом — желтые. Результаты, достигнутые разными людьми, могут в известной степени служить основанием для выяснения их способности распределять внимание.

Упомянем о таком свойстве внимания, как переключение. С этим свойством вы сталкиваетесь постоянно. Например, когда сидите в театре и смотрите спектакль, вам все время приходится переключать свое внимание: ведь вы должны следить за игрой то одного, то другого актера.

Расскажем теперь об объеме внимания. Нам придется взять этот же пример со спектаклем. Когда вы смотрите на сцену, кажется, что вы одновременно видите много действующих лиц, хотя на самом деле все время переключаете свое внимание с одного лица на другое.

Как же точно установить, сколько объектов может одновременно воспринять человек, каков, иными словами, объем его внимания?

Существует специальный прибор, который позволяет это сделать. Он показан на рисунке и называется «тахистоскоп» (от греческих слов «тахистос» — быстрейший и «скопос» — смотрю). Этот прибор позволяет на очень короткое время (до 1/1000 сек.) показывать карточку с изображенными на ней буквами, словами, рисунками и т. д. Опыты показали, что взрослый человек может одновременно охватить вниманием 4—5, самое большее 6 изображений. Следует учесть одно обстоятельство. Объекты, которые изображаются на карточке, не должны составлять единого смыслового целого. Так, если показываются буквы, то они не должны образовывать слова— ведь слово, скажем, из трех букв легче воспринять, чем просто три буквы (сравните слово «дом» и сочетание букв «омх»).

Вы можете сравнить объем внимания ваших товарищей, используя приведенный рисунок. Надо показать на короткое время рисунок кому-либо из них и потом установить, сколько предметов ваш товарищ успел охватить своим вниманием.

Укажем на такое свойство внимания, как колебание. Скажите: сколько здесь кубиков? (См. рис.) Ответить сразу трудно: внимание колеблется, и вы видите то шесть, то семь кубиков. Колебание внимания прекращается, если вы начинаете, например, указывать пальцем на кубики. При этом внимание ваше сосредоточивается.