Сильный и слабый характер


О некоторых людях говорят, что они «бесхарактерные». Как же могут быть люди без характера? Такими обычно считают людей, которые не имеют определенной линии поведения и под давлением обстоятельств поступают то так, то этак, то хорошо, то плохо.

Договорились ученики одного класса поработать на пришкольном участке. Один из учеников по дороге на пришкольный участок встретил знакомого. Тот предложил ему пойти с ним на рыбную ловлю. И хотя наш ученик никогда рыбной ловлей не занимался, он все же поплелся с приятелем и потерял чуть ли не четыре часа. Затем он все-таки пошел в школу, но был встречен насмешками товарищей по классу, которые уже кончили работу. Недовольный собой и смущенный, мальчик отправился домой.

Если бы спросить у него, зачем он пошел с приятелем, вместо того чтобы выполнить свое обещание и явиться, как и все, в школу, он не смог бы ответить. Его поступок — следствие бесхарактерности. Но раз мы признали, что все поведение человека определяется его характером, то должны признать, что и у этого мальчика есть какой-то характер. Какой же? Пока основная черта его характера — неограниченная податливость, подчинение всевозможным случайным воздействиям, даже во вред самому себе. Это и есть бесхарактерность. Не зря таких людей насмешливо называют «тряпками». Люди с таким характером обычно сами страдают от него. Немудрено: ведь им постоянно приходится попадать в смешное или тяжелое положение. То они не сделают обещанного, то вдруг сделают такое, о чем потом сами горько сожалеют.

Что же отличает людей твердого характера, таких, как Николай Островский, от слабохарактерных? Слабохарактерный человек может обладать многими хорошими чертами: он может быть добрым, отзывчивым, трудолюбивым, правдивым и искренним. Есть, однако, одна черта характера, имеющая особое значение. По ней и разделяются характеры на твердые, как «алмаз», и слабые, как «тряпка». Это — воля.

 

«ХОЧУ» И «ХОЧЕТСЯ»

Каждый человек ставит себе цели, к достижению которых он стремится. Одному хотелось бы изобрести нечто очень нужное людям, другому — стать выдающимся мастером своего дела, третьему — завоевать спортивный рекорд, четвертому — вызвать восторженные рукоплескания своей игрой на музыкальном инструменте. Есть цели и более скромные: получить высокую оценку за ответ на уроке, пойти на работу по избранной специальности, поступить в институт и т. д. Чтобы достигнуть той или иной цели, мы совершаем сознательные действия. Одни действия совершаются нами легко, без усилий, а другие — только после преодоления трудностей и внутренней борьбы.

В чем же сущность этих трудностей, этой внутренней борьбы?

Мы обычно говорим, что трудны те действия, которые требуют значительного физического или умственного напряжения. Это верно, но сейчас мы имеем в виду трудности другого рода, внутренние трудности. Когда человек занимается любимым делом, он не испытывает внутренних трудностей, хотя, быть может, и находится в состоянии очень большого умственного или физического напряжения (т. е., как обычно говорят, выполняет трудную работу). Возьмем к примеру юного техника. Он не желает оторваться от сборки радиоприемника и заняться более легким делом, которое потребовало бы значительно меньшего напряжения. А изобретатель или рационализатор на производстве? Сколько сил и времени тратит он на свое изобретение! Однако и юный техник, и изобретатель просто не поймут нас, если мы скажем, что им трудно заниматься их любимым делом. Им труднее не заниматься этим делом, хотя они и затрачивают на него много физических и умственных сил.

С другой стороны, бывают действия, для совершения которых раздумывать много нечего. Да и физических усилий они не требуют. Но совершать их так трудно, что не все с этим справляются. Например, человек понимает, что обязательно нужно признаться в совершенной ошибке. Для этого достаточно только правдиво ответить на поставленный вопрос. Оказывается, некоторые не могут преодолеть этой трудности. А как много таких трудностей возникает, когда мы устремляемся к какой-нибудь важной для нас, но еще далекой цели! Многим, очень многим хочется стать выдающимися специалистами и приносить большую пользу своей Родине. Нет, кажется, ничего, что мешало бы достижению этой цели. Но не все к ней придут. На пути встают многие трудности.

Что же это за трудности?

Если человек серьезно ставит перед собой цель и стремится к ее достижению, — это значит, что цель обладает для него притягательной силой, привлекает его. Чтобы достичь ее, нужно действовать, но при переходе к действию появляются другие побуждения, отвлекающие от действия. Например, чтобы приобрести производственную квалификацию, нужно овладеть необходимыми знаниями — без них к цели не придешь. Однако овладевать знаниями далеко не всегда просто и приятно. Некоторые сведения плохо запоминаются, а сидеть долго над книгой — значит, пропустить множество приятных вещей: кино, встречу с друзьями, отдых. Некоторые материалы трудно понять, и хочется отодвинуть их в сторону. Вместо занятий хочется почитать интересную книжку, отдохнуть, посмотреть новый фильм. Одни из этих «хочется» мимолетны. Другие, постоянно возвращаясь, становятся труднопреодолимым препятствием.

Учатся в одном классе две девочки. Обе Они увлеклись фигурным катанием на коньках. Все свое свободное время девочки отводили конькам, ходили на занятия, смотрели соревнования выдающихся фигуристок. Обе решили получить спортивный разряд. Но прошло месяца полтора — и отношение подруг к любимому делу стало резко различным. Одна из них, заходя за другой, чтобы идти на занятия, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется в кино, на занятия не пойду...» или: «Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой...» На следующий год одна девочка получила спортивный разряд. Другая с завистью сказала: «Какая ты счастливая, выучилась фигурному катанию. Мне тоже хочется, да вот... не вышло».

«Хочется», «не хочется» — тот, кто идет на поводу только у этих слов, вряд ли добьется многого. Этим вялым и лишенным целеустремленности словам должно быть противопоставлено сильное и целенаправленное «хочу!».

Начальный момент сложного волевого действия — осознание цели его. Осознанная цель определяет характер действия и возможные способы его выполнения. Однако осознание цели еще не означает, что волевое действие уже осуществляется. Нужно принять решение приступить к достижению цели. Когда осуществление действия сопряжено с большими трудностями, принять такое решение не так легко.

Нередко принятие решения сопровождается колебаниями: приступить к действию или отказаться от него. Все зависит от того, насколько сильны побуждения, мотивы, которые продиктовали выбор цели. Если мотивы достаточно сильны, то решение добиваться цели будет принято.

Следующее звено в развитии волевого действия — выбор средств для достижения цели. В некоторых случаях и выбирать нечего: действие предполагает только один путь. Тот, кто решил серьезно заниматься спортом, знает, что путь к мастерству один — упорная тренировка и соблюдение режима. А при подготовке к ответственному экзамену можно заниматься по-разному: посещать консультации, составлять конспекты, ходить на дополнительные занятия и т. п. Выбор средства в данном случае определит содержание осуществляемого действия.

Наконец, последнее звено — осуществление действия, исполнение принятого решения. Без этого исполнения нет волевого действия.

В более простых волевых действиях эти отдельные звенья нерасчленимы. Цель осознается одновременно с принятием решения, и средства выбираются по необходимости, в зависимости от создавшейся обстановки. Видя друга в какой-либо беде, мы сразу сознаем необходимость

помочь ему. Это же составляет и наше решение, а обстоятельства подсказывают, какими средствами надо это сделать. Но и в таком случае дело должно кончиться исполнением.

Значит, воля обнаруживается в сознательных и целенаправленных действиях. При совершении этих действий у человека могут возникнуть такие побуждения, которые будут увлекать его в сторону от цели. Бороться с ними иногда нелегко. Но тот, кто хочет, кто стремится закалить свою волю, сделать ее сильной, преодолеет все помехи и добьется цели.

Таким образом, можно сказать: волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный — так, как хочется. В этом и вся разница между ними.