Убеждение и характер


Выше было сказано, что характер в целом и отдельные его черты изменяются. В чем же главная причина этих изменений? Знать это очень важно, чтобы воздействовать на свой характер, воспитывать его.

Нам уже известно, что характер формируется и складывается, когда мы совершаем какие-то поступки, действия. Нельзя стать трудолюбивым, не трудясь. Нужно не один раз преодолеть лень и инертность, не один раз почувствовать радостное увлечение трудом и испытать удовлетворение результатами своего труда, чтобы воспитать в себе трудолюбие.

Но если характер воспитывается в поступках и действиях, то почему же человек совершает именно эти, а не другие поступки и действия?

Мы совершаем такие действия и поступки, которые соответствуют нашим взглядам, нашим убеждениям. Другое дело, что не все и не всегда до конца осознают, почему у них такие взгляды, такие убеждения.

Как же наши взгляды и убеждения служат источником нашего поведения?

Возьмем пример. Девочка, вместо того чтобы подготовиться к контрольной работе по физике, один вечер провела в гостях, другой в кино («думала, что интересная картина»), а в третий ей просто «лень было заниматься». Еще до урока она обращается к подруге и просит дать ей списать контрольную работу. Разрабатывается детальный план: где надо сесть, как передать решение и т. п.

Кое-какие формулы, которые предположительно потребуются, заранее заносятся в шпаргалку.

Цель такой «подготовки» к контрольной работе — обмануть учителя, да и родителей.

Обман должен скрыть неорганизованность и лень одной из учениц.

Почему же девочки пошли на такой некрасивый поступок? Одна из них искренне убеждена в том, что друзья для того и существуют, чтобы помогать «в беде».

(«Бедой» она считает контрольную работу, к которой могла бы подготовиться, но предпочла этому «скучному» занятию другие, более интересные.) Другая же убеждена: дружба «требует жертв». Может быть, ее немного и беспокоит то обстоятельство, что, обманывая школу и семью, она и ее подруга делают что-то не очень хорошее. Но... чего не сделаешь для близкого друга!

Мы не собираемся утверждать, что, совершив подобный поступок, обе девочки на всю жизнь станут лгуньями. Однако всякий, пожалуй, согласится, что такие поступки все же оставят какой-то след в их характерах. Если убеждения девочек не изменятся, то, к сожалению, не исключено, что первая предпочтет в трудных случаях искать спасение за чужой спиной, а вторая не раз из ложно понимаемого чувства дружбы будет покрывать действия бездельников и обманщиков.

Мы привели такой случай из жизни, когда девочки, исходя из своих неправильных убеждений, совершили неблаговидный поступок. Одна из них могла помочь другой по-честному, поработав с ней один-два вечера. К сожалению, видимо, их взгляды таковы, что допускают использование и нечестных, обманных путей. Но, конечно, жизнь дает гораздо больше примеров другого рода, когда убеждения подсказывают людям хорошие, благородные поступки. После появления знаменитой книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» возникло множество «тимуровских команд». Ребята помогали тем семьям, где мужчины ушли в Красную Армию. Часто приходилось жертвовать часами своего отдыха. И для многих это, наверное, было сначала нелегко. Еще бы, вместо того чтобы купаться, — колоть дрова, вместо того чтобы играть в футбол, — носить воду. Правда, в конце концов время находилось для всего. Но как трудно иногда преодолеть желание заняться «приятным делом» сейчас же, не откладывая! Что же побуждало ребят делать хорошие, благородные поступки? Их убеждения, на формирование которых в данном случае огромное влияние оказала книга Гайдара.

Стремление в наиболее короткие сроки выполнить семилетний план побуждает юношей и девушек, работающих на производстве и в сельском хозяйстве, помогать тем, кто еще не справляется с заданием. Так, комсомолка Валентина Гаганова (Вышневолоцкая фабрика, Калининской области) добровольно перешла из передовой бригады, носящей имя бригады коммунистического труда, в отстающую. Это на некоторое время снизило ее заработок, однако Валентина Гаганова действовала так, как ей подсказывали ее убеждения. Она понимала, что фабрика сможет выполнить и перевыполнить семилетний план только тогда, когда каждая бригада будет добиваться наибольшей производительности труда, когда не будет отстающих. Ее примеру последовали многие рабочие в разных концах страны.

Нужно еще сказать, что многие наши взгляды и убеждения формируются незаметно для нас, при общении с другими людьми, тогда, когда мы наблюдаем действительные отношения окружающих нас людей, вольно или невольно делаем выводы, обобщаем. Может случиться, что на формирование наших убеждений окажут влияние люди, у которых неправильные, устаревшие взгляды (хотя за многое другое они, возможно, и заслуживают уважения). Перенимая их, мы совершаем поступки, которые идут вразрез с нашими основными убеждениями, воспитанными школой, семьей, литературой, всем укладом нашего социалистического общества.

При таком столкновении убеждений очень важно уяснить себе, почему следует поступать именно так, а не по-другому. Подумав как следует, человек может прийти к правильному решению, которое потом будет осуществлено в его поведении и заметно скажется на формировании его характера.