Все зависит от нас самих


Воля составляет одну из самых важных черт характера. Люди сильной воли — это в то же время и люди твердого характера.

Некоторые слабовольные пытаются оправдаться тем, что воля — будто бы врожденное, природное свойство и тот, у кого воли нет, якобы ничего поделать не может. К счастью, это не так. Люди не рождаются с сильной или слабой волей. Какими они станут — в очень большой степени зависит от них самих. Воспитание воли доступно каждому.

Прежде всего важно помнить, что волю можно воспитывать, только действуя, совершая волевые поступки. Трудно, даже невозможно чего-нибудь добиться, если заранее отказываться от любого дела, в котором встретятся помехи и препятствия. Так волю не закалишь. Кто действительно стремится к тому, чтобы воспитать свою волю, тот не должен уходить от трудностей. Нужно смело идти им навстречу, преодолевать их и этим испытывать и закалять свою волю. Такой путь особенно важен и потому, что человек, преодолевающий препятствия, постепенно приобретает уверенность в себе, в своих силах. Когда перед нами в мечтах начинает вырисовываться особенно дорогая и зовущая к себе цель, например какое-то дело, которому мы хотели бы посвятить свою жизнь, то одновременно мы испытываем и чувство тревожного беспокойства: а сумеем ли справиться со всеми трудностями, неизбежными на пути к этой цели? Хорошо тому, кто может сказать себе: «Выдержу, не такое выдерживал!» Но сказать так может только тот, кто испытывал свою волю в действии.

С чего же начинать?

Чтобы стать мастером своего дела, например в сборке машин, в вождении самолета, в достижении больших урожаев, нужно постепенно, но неуклонно ставить перед собой задачи все возрастающей трудности. Сразу ничего не дается. Если сразу поставить чрезмерно сложную задачу — например, не обладая опытом и знаниями, попытаться превзойти опытного мастера, — то можно подорвать веру в свои силы и надолго приостановить свой рост. Но, с другой стороны, нет нужды задерживаться на легко выполнимых задачах (они тоже не способствуют росту мастерства), надо переходить к трудным, но посильным. Так надо поступать и для воспитания воли.

Бывает так, что человек, вконец огорченный своим слабоволием, принимает решение полностью изменить свою жизнь. Он обдумывает и составляет целую программу действий. Сюда входит и расписание домашних занятий, и утренняя зарядка с холодными обтираниями, и дополнительные занятия, особенно трудным предметом, в часы отдыха, и активная общественная деятельности. Все это обычно планируется чуть ли не с завтрашнего дня. Но вот наступает «завтра» — и все как-то само собой начинает катиться по тем же рельсам, что и вчера. Для зарядки явно нет времени. Холодное обтирание иногда встречает решительный протест домашних. Расписание занятий тоже не соблюдается. Словом, из хорошего намерения ровно ничего не получается. Попробует так человек раз, попробует два, а потом махнет рукой: ничего у меня не выходит, нечего и начинать.

В чем же причина неудачи? В том, что поставленная задача слишком трудна. Можно с уверенностью сказать, что этого бы не произошло, если бы была поставлена хотя и трудная, но посильная задача. Лучше для начала выбрать что-то одно, но существенное. Например, соблюдение режима дня, увеличение времени для занятий трудным предметом или еще что-нибудь. Решение поставленной задачи нужно подготовить и организационно. Вероятно, для соблюдения режима нужно поговорить с родителями и другими членами семьи, как целесообразнее распределить время, чтобы это было для всех приемлемо. Такая подготовка важна еще и потому, что она облегчает решение поставленной задачи. Ведь все окружающие, увидев в ней не вздорную выдумку, а заслуживающее поддержки дело, помогут достигнуть цели.

После того как первая задача решена, можно-переходить ко второй, более трудной. При выполнении задачи, поставленной самим, не следует отказываться от одновременного выполнения задач, возникающих в школьной, производственной и общественной жизни.

При воспитании воли необходимо считаться с одной и, пожалуй, самой существенной стороной дела. Воля, как уже было сказано, обнаруживается в преодолении внутренних трудностей, в сознательном отказе от мелких и случайных желаний, которые уводят нас от основной цели. Это не удается иногда потому, что мы не вполне уверены в необходимости поставленной цели. А чтобы совершить волевое действие, такая уверенность должна быть.

При выборе цели человек должен руководствоваться серьезными и глубокими стремлениями, которые его по-настоящему захватывают. Иначе он будет легко отказываться от начатого и перескакивать с одного дела на другое. Так, некоторые учащиеся при выборе будущей профессии учитывают какие-нибудь случайные, подчас чисто внешние признаки. Например, мальчик решил стать моряком только потому, что ему нравится морская форма и путешествия. Но ведь моряки не только носят форму и плавают в далеких морях. Они часто трудятся в очень тяжелых условиях, им приходится надолго расставаться с родным домом. Морская служба требует соблюдения строжайшей дисциплины. Узнав все это, мальчик, возможно, сделает вывод, что внешние стороны профессии моряка не имеют большого значения, и подойдет к ней более основательно и обдуманно. Если он не станет добиваться намеченной цели, а выберет другую — допустим, решит стать полеводом или механизатором, — то это будет означать, что первоначальный выбор цели был построен на слишком слабом и ненадежном фундаменте.

Чтобы таких отказов от намеченной цели не было, нужно серьезно и обоснованно подходить к ее выбору, убедиться в том, что цель действительно необходима.

И воспитывать свою волю нужно не на любых случайных действиях, а только на таких, которые связаны с истинными и глубокими стремлениями. Вместе с тем отказ от целей, выбранных случайно, под влиянием момента, не может служить доказательством слабоволия. Ведь стремление к цели определяет собой наше поведение на большой отрезок времени, а то и на всю жизнь. Растущий опыт, знания приводят иногда человека к пересмотру своих прежних увлечений и идеалов. С этим нельзя не считаться. Задачи, которые мы перед собой ставим для воспитания воли, должны соответствовать тому, что мы считаем для себя жизненно необходимым.

А как же быть тем, кто еще и сам не знает, чего хочет? Если никаких стремлений у человека нет, то и волевым он не будет. Но среди советской молодежи такие люди встречаются исключительно редко. Некоторые из скромности или застенчивости не говорят о том, к чему они стремятся, но сами об этом хорошо знают. Есть люди, которые еще не выбрали себе профессию, но твердо представляют себе общий моральный облик, который они хотят у себя выработать. Есть, наконец, люди с нестойкими, неустановившимися стремлениями. У них стремления и желания нередко формируются в соответствии с обстановкой, в которой они находятся. Таким людям нужно помочь: побеседовать с ними, вовлечь в коллективный труд, чтобы они осознали стремления и боролись за их осуществление.

Все мы живем, учимся и работаем в великом государстве трудящихся. Для каждого открыта широкая дорога. Если человек хочет чего-то добиться, то он этого добивается. Самые разнообразные интересы, стремления, идеалы на наших глазах воплощаются в реальность. Сама жизнь побуждает нас в деятельности воспитывать твердый характер и сильную волю. И нужно помнить, что воспитать волю и характер можно только в практической деятельности, осуществляя указание В. И. Ленина: «...чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».