Как вырабатывается навык


Ребенок учится писать. Вначале он с трудом выводит каждую часть, каждый элемент буквы. Сразу написать всю букву он не может и отдельно вычерчивает каждую палочку. Для него— это самостоятельная целенаправленная операция, самостоятельное действие. При этом внимание ребенка целиком поглощено работой, он пишет с большим напряжением, совершает лишние движения: высовывает язык от старания, искривляет губы, сгибает корпус и т. д.

Постепенно, в процессе систематических упражнений, написание отдельных элементов буквы объединяется в одно действие. Теперь вся буква пишется «с одного маха». Однако первое время каждая буква остается самостоятельным целым и написание ее — самостоятельной операцией, законченным действием. Потом буквы объединяются в слова, и самостоятельным действием становится уже написание целого слова, а затем и целых фраз. Лишние движения постепенно устраняются, напряжение ослабевает и, в конце концов, совсем исчезает; процесс письма настолько автоматизируется, что человек, занятый письменным изложением мыслей, буквы и слова пишет машинально, «автоматически», не сосредоточивая на них внимания.

Таким образом, один из существеннейших моментов в формировании навыка — это объединение отдельных мелких движений и операций в более сложные. Например, при выработке навыка управления сложным механизмом, сложного гимнастического упражнения, езды на велосипеде, плавания или танца отдельные вначале самостоятельные, не поддающиеся координации движения постепенно объединяются в одно целое и совершаются все легче и точнее, как одно действие.

В процессе выработки навыков, особенно заключающих в себе сложные, вначале трудно выполнимые действия, очень важны настойчивость, целеустремленность, ясное сознание цели упражнения. Если при упражнении новое действие выполняется формально, т. е. мы ограничиваемся простым повторением его без стремления к усовершенствованию, то результаты не улучшатся. Наоборот, если, повторяя упражнение, мы стремимся каждый раз сделать его лучше, быстрее, точнее, то навык совершенствуется.

Древнее изречение «Повторение — мать учения» особенно правильно при овладении навыком. Систематические упражнения — совершенно обязательное, необходимое условие выработки навыка.

Опытами доказано, что знание результатов каждого упражнения способствует быстрому развитию навыка и, наоборот, неведение сильно задерживает его совершенствование. Один ученый проделал такой опыт. С закрытыми глазами он проводил определенной длины линии, не зная, правильно ли они у него получаются. И результат не улучшался, хотя он повторил одну и ту же операцию 20 000 раз.

Не менее важно в овладении навыками как можно раньше замечать ошибки в выполнении действия. Не подмеченная вовремя ошибка закрепляется в процессе упражнений и превращается в обязательную составную часть навыка. А исправить уже выработавшийся навык гораздо труднее, чем выработать новый.

 

ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ

Несмотря на то что движения, составляющие тот или иной навык, автоматизированы и «закреплены», навыком все-таки овладевает человеческий организм в целом, а не отдельные его мышцы или органы. Считать, что навык — простая механическая связь между отдельными движениями, неправильно. Так, человек может выполнить действие не той рукой или ногой, на которой выработался навык. Например, вы упражнялись правой рукой (или ногой), а при изменившихся условиях действие выполнила левая рука (или нога). Так как руками управляют разные полушария мозга: левой рукой — правое, а правой— левое, то навык «фиксируется» в обоих полушариях, и при необходимости мозг «переносит» действие навыка с одной руки (или ноги) на другую. При этом достигнуть равного уровня выполнения действия другой рукой гораздо легче и упражняться нужно меньше. Так, известен случай, когда для выработки навыка жонглирования правой рукой жонглеру понадобилось 11 дней. Но, когда он после этого начал упражняться в том же жонглировании левой рукой, для выработки навыка ему понадобилось всего 4 дня.

Приспосабливаясь к новым условиям, человек может воспользоваться старым навыком. При этом отдельные движения навыка могут выпасть или замениться другими. Нередко навык выполняют не те мышцы, которые участвовали в его выработке. Например, при письме у нас работают в основном пальцы и кисть, но если понадобится писать на классной доске крупными буквами, мы будем работать мускулами предплечья и плеча, которые не упражнялись при обучении письму.

Таким образом, навык нельзя целиком сводить к простому, механическому связыванию движений. В его основе лежит умение, приобретаемое самим человеком, а не отдельными органами. Поэтому человек может выполнять, хотя и менее совершенно, привычные действия не той рукой, которой он привык это делать, а другой или при помощи мышц, не участвовавших в выработке навыка.