Разные виды навыков и их значение


Больше всего навыков двигательных. Они имеют большое значение в трудовой деятельности людей. К ним относятся навыки употребления орудий труда и выполнения профессиональных трудовых процессов (например, употребление топора, рубанка, управление механизмами на заводах, работа на станках, управление автомашиной, самолетом, печатание на пишущей машинке и т. д.), навыки самообслуживания (одевание, уборка постели и пр.), гигиенические (умывание, чистка зубов и т. д.), спортивные и др.

Но в процессе упражнения оформляются, закрепляются и более или менее автоматизируются и действия, которые не являются движениями. Человек, только начинающий читать, узнаёт сначала каждую букву в отдельности (и то не сразу) и с трудом составляет из них слова. В результате упражнения в чтении вырабатывается навык: человек быстро и безошибочно читает, схватывая общие очертания слова в целом и даже нескольких слов вместе. Или, например, упражняясь в умножении однозначных чисел, человек приобретает навык перемножать их в пределах «таблицы умножения» уже настолько автоматизировано, что в сознании всплывает сразу конечный результат.

 

ПРИВЫЧКА И НАВЫК

К навыкам очень близки по своей природе привычки. Человек, привыкший утром чистить зубы или мыть руки перед едой, чувствует потребность в этом, а если ему почему-либо не удается выполнить привычное действие, он ощущает неудовлетворенность, беспокойство.

Само действие, ставшее привычкой, протекает, как и навык, более или менее автоматизировано в результате многократных его повторений. Но такое повторение действия обычно не носит характера упражнения. Например, вредные или «дурные» привычки (грызть ногти, произносить лишние слова-паразиты: «так сказать», «как его», «ну», «значит» и т. д.) вырабатываются не упражнениями, а простым нецеленаправленным повторением данного действия. Правда, привычками часто становятся и навыки, например навык мыть руки, чистить зубы и т. д. Это происходит в том случае, если совершение действия навыка стало уже потребностью.

Привычка отличается от навыка тем, что в результате многократных повторений определенного действия появляется непроизвольная потребность совершать его. Действие возникает как бы само собой, ненамеренно, на основе потребности. Например, привычка чистить зубы заставляет человека взяться за зубную щетку так же непроизвольно, как жажда потянуться к стакану с водой. Этим и объясняется то, что препятствие в выполнении привычного действия вызывает неприятное состояние, так как потребность остается неудовлетворенной.

Чтобы избавиться от вредных и дурных привычек, надо систематически удерживаться от привычного действия: не потянуть пальцы в рот, когда захочется грызть ногти, не произнести слова-паразита, которое само «вертится на языке», и т. д. Систематически сдерживаясь, люди отвыкают от плохих привычек, и лежащая в их основе «лжепотребность» ослабевает или совсем исчезает.

Чтобы искоренить нехорошие и вредные привычки, очень важно осознать, что они вредны.

 

ЗНАЧЕНИЕ НАВЫКОВ

Значение навыков для человека огромно. Сравните, как одеваются неумелый дошкольник и подросток, для которого одеваться стало навыком. Застегивание каждой пуговицы или продевание руки в рукав, зашнуровывание башмаков целиком поглощают сначала все силы и внимание малыша. Он делает это с напряжением, неловко, медленно. А сколько он совершает лишних, ненужных движений! Когда же в результате систематических упражнений одевание станет навыком, ребенок будет одеваться легко, ловко, точно, без лишних движений.

Или сравните действия шофера, начинающего водить автомашину, и шофера, уже овладевшего этим навыком. Сознание первого целиком поглощено движением поворота баранки руля, переключением скоростей, прибавлением и убавлением газа и т. д. Действия эти ему не удается совмещать, потому что каждое из них целиком поглощает его внимание. Движения неопытного шофера неуклюжи, неточны, часто неправильны и лишни. Вместо плавного легкого поворота получается или слишком крутой, или, наоборот, недостаточный. Когда же в результате упражнений управление машиной становится навыком, тот же человек легко, свободно, без всякого напряжения, без лишних движений быстро и точно ведет автомобиль.

Выработка навыка прежде всего экономит время и энергию, а это очень важно в жизни. Сознание, мышление и внимание освобождаются от выполнения тех операций, которые уточнились, объединились и автоматизировались. Навыки составляют большую часть повседневных действий человека.

Кроме того, действие, ставшее навыком, выполняется более ловко, точно, быстро, без напряжения и лишних нецелесообразных движений и усилий.

И, наконец, значительная часть навыков — это новые для человека действия, которые он раньше вовсе не выполнял. Сохранение равновесия на велосипеде или на коньках, плавание, трудовые процессы (например, управление сложным механизмом), спортивные упражнения («стойка на руках» или «большой оборот» — «солнце» на перекладине), движения эквилибриста или акробата, канатоходца в цирке и т. д.— все эти действия становятся новыми умениями лишь в результате длительных систематических упражнений. На аренах советских цирков несколько лет выступал человек, родившийся без рук. Систематическими упражнениями он добился такой ловкости движений ног, что они заменили ему руки. Он легко пользовался вилкой и ножом, точно и сильно швырял камень, рисовал — и все это... ногами!