Зависимость между навыками. «Потеря» навыка


Между навыками существует зависимость. Она различна и определяется действиями, входящими в навык. Зная английский и немецкий языки, гораздо легче овладеть французским.

Научившись управлять мотоциклом, легче овладеть управлением самолета. Имея навык игры в баскетбол, можно быстрее и легче научиться играть в волейбол. Человеку, умеющему делать гимнастические упражнения на параллельных брусьях и перекладине, легче научиться гимнастическим упражнениям на кольцах и т. д.

Такая зависимость между навыками, когда владение одним навыком способствует овладению другими, называется «переносом». Перенос наблюдается тогда, когда навыки сходны по типу, способы выполнения отдельных операций одинаковы. В основе переноса лежит прежде всего общая приспособленность человека к совершению тех действий, которые вырабатываются у него в процессе приобретения навыка. Так, перенос навыка гораздо значительнее при изучении родственных по общей структуре языков, например двух европейских, чем при изучении разных типов языков, например европейского языка и языка какого-нибудь африканского народа.

Приобретение одного навыка не всегда способствует приобретению другого; наблюдается и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых.

Футболист, который некогда был волейболистом, во время футбольного состязания в критический момент игры непроизвольно отбивает мяч кулаком — и вот штрафной удар в ворота своей команды. Борец-специалист по вольной борьбе переключился на классическую борьбу и в разгар состязания непроизвольно дал подножку противнику; ему, конечно, засчитали поражение.

Изучая английский язык, учащийся непроизвольно употребляет слова французского языка. Здесь тоже имеется определенная зависимость между навыками, но это уже не перенос, а, наоборот, «смешение» навыков: в процесс выполнения или формирования одного навыка непроизвольно «вмешивается» другой.

Лучший способ предупредить смешение — как можно прочнее усваивать каждый навык в отдельности, а также усваивать их сознательно, резко и отчетливо противопоставляя друг другу.

 

«ПОТЕРЯ» НАВЫКА

Гимнаст, который особенно славился выполнением «солнца» (вращение на перекладине на вытянутых руках с вытянутым телом), однажды, упражняясь на перекладине, укрепленной во дворе неподалеку от забора, сорвался. Описав дугу в воздухе, он перелетел через забор и благополучно «приземлился» в соседнем садике. Хотя сильно испугавшийся гимнаст и не получил никаких ушибов и повреждений, он потерял навык, разучился делать «солнце». Несмотря на многократные попытки, ему больше не удавалось выполнить это упражнение.

Один хороший акробат навсегда потерял навык исполнения «сальто», после того как увидел гибель своего друга при неудачном исполнении этого номера.

В обоих этих случаях навык разрушился из-за психической травмы — ведь физической травмы не было. Сильное потрясение, в частности пережитый ужас, сильный испуг, — наиболее частая причина потери навыка. Навык иногда разрушается настолько, что не может осуществляться не только автоматизировано, но и произвольно. Нередко причиной разрушения навыка (особенно сложного) бывает переутомление, чаще — прекращение упражнений или длительный перерыв в них.

В результате длительных перерывов в упражнении чаще происходит не полная потеря навыка, а лишь уменьшение степени автоматизированности действия: те операции, которые совершались автоматизировано, почти без участия сознания, начинают выполняться лишь с его участием, произвольно. Такое ослабление навыка бывает и результатом психической травмы, например пережитого стыда, сильного смущения и т. д.

Девушка, ловко и грациозно танцевавшая среди близких, на вечере самодеятельности от смущения теряет способность двигаться «непроизвольно»: она начинает следить за каждым своим движением и танцует неловко, неуклюже, с трудом. Известны случаи, когда великолепно подготовленные гимнасты на соревнованиях «проваливали» упражнение, потому что от волнения переключались на сознательное выполнение каждого движения.

С потерей навыка можно бороться. Так, непосредственно вслед за переживанием, которое может стать причиной разрушения навыка, нужно снова повторить данное действие. Например, тонувший человек должен заставить себя сейчас же после того, как его спасли, войти в воду и поплавать.

Преодоление страха сразу вслед за неудачей в выполнении навыка обычно прекращает дальнейшее разрушающее действие пережитого потрясения на навык.

Чтобы не потерять сложный навык из-за перерыва в его выполнении, нужно систематически упражняться и не делать длительных перерывов.

Выработка навыков совершенно необходима человеку, иначе он не сможет удовлетворительно выполнять трудовые операции, овладевать новыми знаниями, быть спортсменом и т. д.

Невозможно управлять самолетом, не выработав соответствующих навыков. Нельзя хорошо работать на токарном станке, не овладев необходимыми навыками. Нельзя столярничать, не овладев навыками работы пилой, топором, рубанком и т. д. Выполнение всякой работы требует овладения специальными навыками, и чем сложнее профессия, тем более сложных навыков она требует.

Выдающийся спортсмен в совершенстве владеет рядом спортивных навыков и, несмотря на это, систематически упражняется в их выполнении. Выдающийся пианист также в совершенстве владеет навыками игры на фортепиано и тоже систематически упражняется и т. д.

Нужно помнить, что степень владения навыком, так же как и прочность его, больше всего зависит от систематических и настойчивых упражнений и стремления к непрерывному улучшению результатов.