Память человека


Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять —
Им память дал, мать муз — всего причину.

 

Так говорит Прометей в одной из трагедий великого греческого драматурга Эсхила. И эти слова не случайны. Память у греков всячески почиталась. Была даже богиня памяти — Мнемозина, которая считалась матерью муз — покровительниц искусств и наук.

В этих наивных представлениях заключена глубокая мысль: память есть непременное условие создания всего нового, т. е. непременное условие творчества.

Человек непрерывно создает что-то новое: будь то автомобили или станки, музыка или кинофильмы, научные теории или искусственные спутники Земли. Но это было бы невозможно, если бы опыт, приобретаемый отдельными людьми (а из опыта отдельных людей в конечном счете складывается опыт человечества), проходил бесследно, если бы он не сохранялся, не передавался. Было бы невозможно не только творчество в высоком смысле слова, но и вообще всякое развитие человеческих способностей, всякое движение человека вперед. Человек ничему не смог бы научиться. Ведь научиться — значит приобрести определенный опыт, сохранить его и использовать в дальнейшей жизни. А сохраняет этот опыт память. Если опыт не сохранился, нельзя двигаться дальше. Все надо начинать сначала. Любой предмет всякий раз оказывается новым, еще неизвестным. Не будь памяти, человек всегда оставался бы младенцем.

Да разве появился бы на Земле человек, если бы живые организмы не имели способности накапливать опыт? Ведь человек возник в результате долгого развития, которое заключалось во все большем приспособлении организмов к условиям среды. Это приспособление можно представить как постепенное накопление опыта ответов на воздействия сложной меняющейся среды. Но накопление опыта предполагает сохранение его. Следовательно, способность сохранять опыт лежит в основе развития жизни вообще.

Правда, нельзя приравнивать человеческую намять к способности животных (высших и тем более низших) накапливать опыт. Они различны, но роль, ими выполняемая, в общем одна и та же.

Итак, память есть необходимое условие развития деятельности организма, в частности, человека. А если посмотреть на дело в более широком плане, то можно сказать, что память есть необходимое условие самой деятельности, а не только ее развития. Вот вы читаете книгу. Если бы вам не помогала память, т. е. если бы она не участвовала в вашем действии — в чтении, то вы не смогли бы прочесть ни строчки. (Оставим в стороне тот факт, что память сообщает вам значения читаемых слов; речь сейчас идет о другом.) Нельзя понять смысл предложения, если оно не предстанет перед вами как целое. Вы будете прочитывать слово и сразу терять его. И так в любом действии. Ведь каждое действие есть что-то целое. Если вы схватываете смысл отдельных частей действия, то это еще не все. Вам нужно, удерживая в памяти части действия, понять все действие в целом. Иначе оно потеряет не только целостность, но и смысл, и целесообразность. В результате вы не сможете ничего делать: решать задачи, конструировать приборы, сколачивать табуретки. Значит, память есть необходимое условие всякой деятельности.

Физиологической основой работы памяти являются следы, оставляемые в нервной системе нервными возбуждениями. Эти следы связываются между собой, происходит замыкание нервных связей. Великий русский физиолог И. Л. Павлов исследовал законы образования этих нервных связей, законы деятельности организма на их основе (см. ст. «Высшая нервная деятельность»).

Мы сказали, что память включена в деятельность. Но само это включение может носить различный характер. Понять это можно легче всего, если посмотреть, как происходит запоминание чего-либо.

Всем хорошо известно, что одни вещи запоминаются сами собой, непроизвольно, другие — требуют активной работы, т. е. запоминаются произвольно. Рассмотрим эти виды запоминания.