Понимание и запоминание


Мы говорим иногда «механическая память», «логическая (или смысловая) память». Механическим обычно называют такое запоминание, которое осуществляется без понимания заучиваемого материала. Мы «вызубриваем» что-то, не пытаясь вникнуть в смысл. Связи между различными частями материала — чисто внешние. Конечно, когда нужно запомнить номер телефона или фамилию человека, механическое запоминание, заучивание путем простых повторений, — пожалуй, лучший путь. Но мы пользуемся «механической памятью» и при запоминании осмысленного материала. Правда, здесь она играет подчиненную роль. Так, при заучивании наизусть мы осуществляем в основном смысловое запоминание. А на долю механического запоминания остается точная последовательность слов.

Но как часто, к сожалению, приходится встречаться с тем, что приемы механического запоминания применяются к такому материалу, который требует смыслового заучивания. Иногда не в силах (а чаще всего не желая) разобраться в материале, мы «зубрим» его. Зубрежка совершенно бессмысленна, она ничего не дает человеку. То, что он вызубрил, никак не связывается с его знаниями и умениями и лежит в памяти мертвым грузом, пока не забудется. А забывается вызубренное быстро, гораздо быстрее, чем осмысленный материал. Об этом говорят опыты. Бессмысленные слоги забываются на 50% через 8 часов после механического заучивания, а 50% слов, которые запоминаются осмысленно, забываются лишь через 100 дней!

Как же протекает осмысленное запоминание? Какие приемы здесь следует применять? Эти вопросы имеют очень большое практическое значение. И психологи всегда уделяли им много внимания.

Они уже давно нашли, что смысловая группировка материала помогает запоминанию. Смысловая группировка материала — это выделение в материале смысловых частей, установление связей между ними, осмысление переходов от одной части к другой.

Иногда смысловая группировка материала бывает неосознанной, иногда — становится особой задачей, на которой мы сосредоточиваем свое внимание. Если структура текста простая и переходы от одной темы к другой в нем ясно выражены, разбивка текста на части происходит как бы сама собой. Но вот мы сталкиваемся с текстом более сложным, структура, расположение его частей, логические переходы — все это не вполне ясно. Чтобы правильно расчленить текст, мы должны совершить специальную работу. Иногда нам приходится производить даже перестройку текста, которая не соответствует расположению материала в данном нам тексте.

Многочисленные опыты показали также, что запоминание протекает более успешно, если мы, совершая специальную работу по смысловой группировке материала, пытаемся вместе с тем в краткой форме указать основное содержание каждой части. Чаще всего это просто заголовки частей текста. Но это могут быть краткие тезисы, какие-то обрывки мыслей, даже отдельные слова, имена, названия. Мы как бы «сжимаем» содержание части, выражаем его в «свернутой» форме. Мы получаем то, что называют в психологии смысловыми опорными пунктами. Действительно, опираясь на тезис, слово, заглавие, мы развертываем содержание соответствующей части.

Полученный нами план обеспечивает успешность запоминания и последующего припоминания. Более того, если мы и забываем план, то самый факт его составления положительно влияет на сохранение в памяти того, что мы запоминали.

Неправильно было бы представлять себе дело так, что для каждого случая существует какой-то один, «идеальный» план. В опытах разным людям предлагался один и тот же текст. И планы у всех оказались разные. У одних он был более, у других — менее подробный. Характер смысловых опорных пунктов тоже был различным. Сейчас мы приведем текст, использовавшийся в опытах по изучению смыслового запоминания, и планы, которые были составлены разными испытуемыми.

«Волк похож на большую собаку. Туловище у него худое, ноги тонкие, хвост опущен вниз и покрыт длинными волосами. Морда у волка вытянутая, заостренная. Лоб широкий и круто опускается вниз. Глаза у волка расположены косо, уши всегда стоят. Шерсть густая, длинная, жесткая, обычно серо-желтого с примесью черного цвета. Длина тела волка — полтора метра. Живут волки в густых лесах, в оврагах, иногда и в степях. Когда у волка нет маленьких волчат, он редко живет в одном месте. Весной и летом волки живут одиночками или парами. Осенью они живут целой семьей, а зимой собираются иногда в большие стаи. Зимой при глубоком снеге волки одной стаи идут гуськом, друг за другом. Каждый из них вступает в те следы, которые сделаны передним волком. Поэтому даже опытному охотнику иногда трудно узнать, сколько их прошло. Волк — хищное животное. Он нападает на крупных домашних животных и на некоторых диких. Питается он и маленькими животными, ест даже насекомых. Летом он приносит меньше вреда, чем зимой, потому что находит много пищи в лесу: ловит лисиц, ежей, мышей, ящериц, ужей, лягушек, ест даже некоторые растения. Поэтому он летом реже нападает на домашний скот. В начале же зимы он все ближе подходит к деревням, пробирается иногда в самую деревню, забегает в хлев и загрызает животных. Для борьбы с волками у нас организуются команды охотников. Они устраивают облавы на волков, ставят ловушки, капканы, разбрасывают отравленное мясо в тех местах, где могут быть волки. Пойманных волков убивают».

Различные испытуемые разбивали этот текст по-разному. Вот два крайних случая. План очень краткий: 1) Характеристика волка. 2) Борьба с волками. План: слишком детализированный 1) Внешность волка. 2) Цвет шерсти. 3) Длина тела. 4) Местопребывание. 5) Как живет весной и летом. 6) Как живет осенью. 7) Как живет зимой. 8) Пища волка — домашние и дикие животные, иногда насекомые. 9) Летом волк меньше нападает на домашний скот, находит пищу в лесу. 10) Зимой пробирается в хлев и загрызает животных. 11) Меры борьбы с волками.

Данные экспериментов показывают, что как слишком краткие планы, так и слишком детализированные мало эффективны. Лучше всего выделять в материале части, средние по объему. Вот план, который в большей степени отвечает такому требованию: 1) Общий вид волка. 2) Его характерные признаки. 3) Характер местности, где живут волки. 4) Образ жизни одиночек. 5) Передвижение стаями. 6) Пища волка. 7) Волк — вредитель сельского хозяйства. 8) Методы борьбы с волками.

В этом плане в качестве смысловых опорных пунктов выступают довольно развернутые формулировки-заглавия.

Напомним, что это вовсе не единственная и не обязательная форма смысловых опорных пунктов. В качестве их в данных опытах испытуемые использовали, например, такие фразы, как: «Волк похож на собаку»; «Волк редко живет в одном месте»; «Волк летом приносит меньше вреда». И одна такая фраза «тянула» за собой большой материал. Так, фраза «Волк похож на собаку» была «носительницей» смысла всей той части рассказа, где говорилось о внешнем виде волка.

Таковы, в самом общем виде, приемы смыслового запоминания. Ими каждый из вас может воспользоваться.

В некоторых случаях (при запоминании решения задач, доказательств теорем) важно осознать принцип построения материала.

Поняв принцип организации самого сложного материала, мы можем легко запомнить его.

Сколько сил нужно потратить на запоминание 27 цифр:

124816326412825651210242048!

Но если мы осознаем принцип построения этого ряда (это последовательный ряд степеней числа 2— от 2° до 211), наша задача сильно облегчается. Мы замещаем вышеприведенный ряд цифр следующим рядом чисел, принцип построения которого нам уже известен:

1 2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024 2048.