Повторение


Безусловно, что повторение — основной прием механического запоминания. Однако из этого не следует, что для осмысленного запоминания повторение — вещь излишняя. Сразу запоминается не так уж много, и приходится прибегать к повторению, чтобы хорошо запомнить материал.

Когда вы учите что-нибудь наизусть, то просто повторяете заучиваемое. Тут уж ничего не сделаешь. Но при заучивании не наизусть, а «по смыслу» (здесь главное — усвоить содержание) вы можете сделать свою работу более интересной. Не повторяйте механически, а расширяйте содержание материала, пытайтесь подойти к нему с новой стороны, пробуйте осмысливать его в связи с уже имеющимися у вас знаниями, обобщайте эти знания с помощью нового материала. Польза от такой работы большая. Во-первых, запоминание идет успешно; во-вторых, укрепляются уже имеющиеся знания; в-третьих, вы сами не скучаете, работать становится интереснее. А интерес в работе — большое дело.

Но повторение важно не только при заучивании. Надо повторять материал и позже, закреплять его в памяти, иначе со временем он совсем забудется. Когда же лучше всего проводить такое повторение? На другой день, через неделю или, быть может, через месяц после заучивания? Это зависит от сроков забывания. Если заученный материал забывается не сразу, а спустя какой-то длительный срок, то и повторять его нужно не сразу после заучивания. Если же забывание начинается сразу, то и повторять материал надо вскоре после того, как он выучен.

Как же идет забывание? Опыты показывают, что 25% заученного материала забываются через один день! За следующие 3 дня забывается 9% материала, еще через 6 дней — 4%, а еще через 20 дней — 3% материала и т. д. Значит, забывание идет особенно быстро после заучивания, и большая часть заученного забывается на другой же день. Следовательно, повторять материал надо вскоре после его заучивания.

Следует помнить также, что лишь периодическое повторение материала, постоянное возвращение к нему идет на пользу. А если даже очень много времени потратить на повторение материала, к которому вы давно не возвращались, то пользы будет гораздо меньше. Вот почему мало толку от скоропалительной подготовки к экзаменам.

Надо знать, что при заучивании и повторении материала важно сначала попытаться воспроизвести его, а затем уже читать снова. Дело в том, что, воспроизводя материал, мы активно вспоминаем его, действуем с ним (а роль активного действия уже нам известна). Кроме того, после попытки воспроизвести материал мы обращаем особое внимание на то, что было упущено нами или воспроизведено неправильно. Поэтому эффективность такого повторения больше, чем повторение, при котором внимание наше распределено неравномерно между всеми частями текста —теми, которые мы уже запомнили хорошо, и теми, которые запомнили пока плохо.