Инженерная психология


На современных машинах мы видим рукоятки, педали, штурвалы (органы управления) и приборы (они могут показывать давление пара, расход горючего, скорость и т. д.).

Когда конструктор создаст машину, он располагает ее части в определенном месте: приборы перед глазами работающего, рукоятки и кнопки управления около его рук, педали — у ног. Одни части машины при этом служат как бы продолжением органов человека, другие — мобилизуют его внимание и заставляют направлять взгляд то в одну, то в другую сторону. От устройства машины зависит, каким образом человек будет работать, какие он будет совершать движения, в какой последовательности, и направлении, как он будет следить за ходом работы. Машина как бы организует деятельность человека. Конечно, индивидуальные различия в работе при этом остаются.

Но всегда ли машина удобна для человека, который управляет ею? Ведь совсем небезразлично, скажем, какое усилие должен делать человек при вращении рукоятки или нажиме на рычаг. Современные машины все больше освобождают руки и ноги человека от движений, требующих больших физических усилий. Простейшее кнопочное устройство нередко заменяет ручные рычаги. Небезразлично также, в каком направлении будут совершаться движения рук и ног, особенно если в одно и то же время приходится делать несколько движений.

Попробуйте одновременно вращать правую руку в вертикальной плоскости по часовой стрелке, а левую — против часовой стрелки. Вы часто будете сбиваться. Руки невольно будут вращаться в одну сторону. Оказывается, не все движения легко согласовать.

Когда летчик ведет самолет на посадку, он дает ручку от себя, а при взлете тянет ручку на себя. Представим себе такую конструкцию самолета, в которой рули управления были бы устроены наоборот. Человеку, обучающемуся управлению самолетом, нелегко было бы привыкнуть к этому.

Легче обучиться управлять автомобилем, когда направление его движения совпадает с направлением движения руля и, значит, руки. Представим действия рулей при повороте: когда нужно повернуть автомобиль налево, естественно, и руками лучше всего сделать движение тоже налево, а когда нужно повернуть его направо, то и руками удобнее сделать движение направо. Движения человека имеют свою логику. Конструктор машины должен с этой логикой считаться.

Управление машиной требует от человека напряжения не только рук и ног, но и зрения, слуха, а также других органов чувств.

Современные машины требуют от человека очень большой наблюдательности. В некоторых случаях эти требования такие высокие, что человек быстро чувствует утомление глаз. Это особенно хорошо показывает работа с радиолокатором. Перед глазами работающего все время мелькают зигзагообразные или волнообразные линии. Человек должен зорко следить за ними, чтобы вовремя и правильно подметить признаки, по которым он судит о том или ином явлении (например, о приближении самолета, его местоположении и т. д.). Упущенная секунда может сыграть роковую роль. Поэтому в такой работе к напряжению зрительного внимания присоединяется повышенное чувство ответственности и бдительности.

Конструктору есть над чем подумать, когда он создает проект приборной доски. Глаз человека по-разному утомляется в зависимости от того, приходится ли ему одновременно следить за показаниями многих приборов или только одного-двух. Напряжение зрения и внимания также изменяется в зависимости от того, часто или редко приходится глазу перебегать с одной точки пространства на другую.

Приведем такой пример: построен прибор, на нем циферблат и подвижная стрелка. Работник должен следить за ее движениями. Когда стрелка переходит какую-то границу, это говорит о том, что в работе машины произошли нежелательные изменения, что нужно что-то предпринять.

Работа глаза, следящего за движением стрелки, очень непростая. Если в течение рабочего дня приходится все время наблюдать за положением стрелки не одного, а нескольких приборов, то глаза больше утомляются и хуже различают показания приборов. Значит, очень важно продумать устройство циферблата: небезразлично, сколько на нем делений, хорошо ли эти деления различаются, какой формы стрелки и т. д. Необходимо знать, как создать циферблаты и стрелки, наиболее удобные для работы глаз, следящих за показаниями приборов.

Чтобы верно решить этот вопрос, поставили опыты. Оказалось, что на циферблате с меньшим количеством делений показания воспринимаются легче. Объясняется это тем, что зрение не так сильно напрягается, когда оно не загружено рассматриванием большого числа мелких деталей. А что лучше — вертикальная или горизонтальная шкала? И на этот вопрос отвечает опыт: горизонтальная шкала лучше читается и ошибок при чтении ее меньше. Глазу удобнее двигаться слева направо и справа налево, чем сверху вниз и снизу вверх. Ведь читая книги, мы уже приучили глаза к движению в горизонтальном направлении. Очень распространены круглые шкалы. При чтении их еще меньше ошибок. Кроме того, они удобны тем, что занимают немного места (см. рис.).

А как лучше расположить несколько приборов на одной панели? Ведь наблюдать приборы приходится иногда подолгу. Опыты помогли выяснить и это. Выгоднее поместить в центре самые важные приборы. Менее важные можно расположить по сторонам.

Так, шаг за шагом удается выяснить, как лучше всего конструировать приборы, какие делать циферблаты и стрелки, сколько делать делений и т. д. Все это очень важно знать. Ведь от этого зависит успех в работе человека. Наши органы чувств и мозг очень утомляются, когда от них требуют большого напряжения. А постоянный шум — разве не устаем мы от него, как от тяжелой работы? Вот почему надо хорошо продумывать конструкцию каждой машины, каждого прибора и всего рабочего места. Они должны быть удобны для наших рук, ног, глаз, для всех наших органов, участвующих в труде. Конструктору нельзя забывать, что в социалистическом обществе машина создается не только для повышения производительности труда, но и для максимального- облегчения его. Когда наша деятельность организована наиболее целесообразно, работа идет быстрее, лучше, производительность труда растет.

На одном заводе решили изменить окраску шкафов, в которых рабочие держали инструменты: темный цвет заменили более светлым. Через некоторое время заметили, что производительность труда рабочих повысилась. Стало ясно, что цвет как-то влияет на работу человека.

После этого и на многих других заводах ставились подобные опыты. Например, на одном заводе пол выложили белыми плитами. Стены окрасили так, чтобы на их фоне лучше различались обрабатываемые детали. Кроме того, одни станки окрашивали в один цвет, а другие — в другой. Когда удалось найти наилучшее сочетание цветов, производительность труда заметно повысилась.

Почему цвет влияет на работу человека? Ученые стали изучать этот вопрос. Выяснилось, что зеленый цвет способствует нормальному кровенаполнению сосудов, понижает давление внутри глаза и даже делает слух острее. Сравнили работу руки при зеленом цвете и при красном. Оказалось, что рука работает лучше при зеленом и хуже при красном цвете.

Люди, изучавшие природу цвета, нашли, что одни цвета как бы приближают предмет (он выступает вперед), другие — как бы удаляют его (он уходит вглубь). Оказалось также, что есть цвета, успокаивающие нервную систему, и цвета, возбуждающие ее. Например, красный цвет возбуждает, голубой и зеленый успокаивают. Синий и зеленый цвета связаны с чувством прохлады, а красный и оранжевый — с чувством теплоты.

С помощью цвета можно направлять внимание рабочего на нужные детали. Например, если на определенные кнопки пульта управления нужно обращать больше внимания, их окрашивают в более яркий цвет. Если нужно переключать внимание с одного места на другое, то подбирают такие сочетания цветов, которые облегчают глазу этот переход.

Применение темных цветов способствует созданию такой обстановки, которая мало отвлекает внимание. В одной ленинградской больнице стены операционной окрасили в темный цвет. Это помогало хирургам сосредоточиваться.

Сейчас на производстве нередко можно встретить художников и архитекторов. Это не просто экскурсанты, пришедшие осматривать завод. Вместе с инженерами и рабочими они обдумывают, как лучше окрасить стены цеха, в какой цвет окрасить станки и отдельные их части (см. цветную таблицу). Это дело еще новое, но оно уже приносит свои плоды. Хорошо продуманные окраска и расположение оборудования сказываются на результатах работы и на состоянии организма работающего. Человек работает быстрее, продуктивнее и меньше устает, когда внешняя обстановка радует и успокаивает глаз.

Окраска помещений имеет существенное значение не только на промышленном предприятии. Она важна и в школе и в больнице.

Из всего сказанного можно сделать очень важный вывод: конструкция машин, условия труда, организация рабочего места — все это влияет на работу. И если свойства человека, законы его психической деятельности учитываются планировщиком, конструктором, инженером, то и труд человека облегчается, становится более качественным, производительным. А ведь часто от людей, работающих у машин, приходится слышать, что и рычаги неудобные, и согласование движений рассчитано неудачно, и очень утомляется зрение и слух. От этого человек быстрее устает, работа замедляется, производительность труда понижается. Переделать готовую конструкцию труднее, чем заранее предусмотреть, удобно ли будет работать человеку при той или иной конструкции машины и приборов.

Перед инженером-конструктором, таким образом, возникает множество новых вопросов, казалось бы, совсем не «инженерных». Теперь от него требуется знание человека, его психологии. Поэтому с некоторых пор стали обучать инженеров психологии. Возникла новая наука. Ее называют инженерной психологией. В социалистическом обществе она служит интересам человека. Выше мы и разобрали некоторые задачи, которые решает эта наука.

Специалист в области инженерной психологии знает не только законы работы машины, он знает и психологию человека. Водном лице соединяются инженер и психолог. Для современной науки такое явление стало обычным. Жизнь ставит на каждом шагу вопросы, которые, оказывается, не под силу решить только одному специалисту. Требуются совместные усилия различных наук. Все более развиваются такие сложные науки, как биофизика, геохимия, геоботаника. К числу сложных наук относится и инженерная психология.