Требования профессии к человеку


Мы говорили, что при организации производства необходимо учитывать возможности человека, законы его психологии. Но задачи психологии труда не исчерпываются только этим. Ведь производство в свою очередь предъявляет требования к человеку. Не следует, однако, думать, что требования эти неизменны и человек должен слепо подчиняться им. Труд творчески преобразуется, меняются профессии и предъявляемые ими требования.

Требования со стороны разных профессий различны, но в них много и общего. Рассмотрим две профессии, которые, казалось бы, не похожи одна на другую.

Посмотрите на фотографию. Человек, сидящий перед пультом с сигналами, приборами и кнопками, — диспетчер на железной дороге. Он управляет всеми железнодорожными стрелками и сигналами на станции. От него зависит и безопасность движения, и точность соблюдения графика приема и отправления поездов. Он должен вовремя заметить любое отклонение от нормы в движении поезда и быстро принять решение, найти выход из положения. Иначе может нарушиться весь график движения.

А вот другая профессия. На этот раз мы попадаем не в отдельную комнату, а в большой цех. Здесь прокатывают рельсы. Еще недавно в рельсовом цехе можно было увидеть (а кое-где это и сейчас еще встречается) такую картину. Из-под валков вырывается стальная огненная полоса. Эту раскаленную полосу перехватывает на полном ходу вальцовщик. Мгновенное движение вальцовщика — и стальная полоса оказывается зажатой щипцами. Вальцовщик ловко перекидывает полосу на другую сторону. Работа эта нелегкая и опасная.

В рельсопрокатных цехах современных заводов вальцовщика заменяет оператор. Он уже не орудует щипцами, и мимо него не проносится раскаленная стальная полоса. Руки и ноги его нажимают на рычаги. Они управляют валками, которые должны обжимать полосу. Но расстояние между валками строго рассчитано. Нужна большая точность движений, чтобы соблюдать это расстояние. Поэтому оператор все время следит за прибором. Стрелка не должна переходить за установленную черту на циферблате, а движения стрелки целиком зависят от нажима на рычаги. «Пережмет» оператор рычаг — стрелка поползет за черту, «недожмет» — стрелка не дойдет до черты. Кисти рук оператора все время в движении: вверх и вниз, вверх и вниз. И ноги на рычагах делают такие же движения. В минуту приходится делать до 100 движений. Больше всего их приходится на долю правой руки. А глаза тоже не бездействуют. Они то смотрят на циферблат, то на валки (см. рис.). Работа ответственная и нелегкая, и кое-где уже сейчас применяют автоматические устройства и освобождают от работы руки.

Интересно сравнить две описанные профессии: диспетчера на железной дороге и оператора прокатного стана. Между ними много сходного. И диспетчер, и оператор управляют движением. Один — движением поездов, другой — движением валков и стальной полосы. Диспетчер не видит поездов, они от него далеки. Но он ясно себе представляет их — ему помогают приборы. Оператор прокатного стана видит валки, они сближаются по его воле и прижимают стремительно проносящуюся раскаленную стальную полосу. Каждый занимает свой наблюдательный пост, каждый настороженно всматривается в ход движения, каждый регулирует движение, управляет им.

Таких профессий очень много: в химической промышленности, в обслуживании электростанций, в металлургии, в угольной промышленности, где на смену отбойному молотку пришла врубовая машина, угольный комбайн и т. д. Эти профессии требуют от работника напряженного внимания, наблюдательности, зоркости, сообразительности и больших знаний.

В руках одного человека машина работает хорошо, в руках другого та же машина работает плохо. Одного машина слушается, другому она не покорна. Каждый летчик, шофер, крановщик, тракторист, машинист скажет: машину надо чувствовать. Искусством чувствовать машину можно овладеть. Но есть люди, которым это особенно удается. Про таких говорят, что у них особый дар.

Когда-то льняное волокно обрабатывали вручную, с помощью березового трепала. Но таким способом много волокна не получить, да и работать тяжело. Поэтому изобрели машину. Потом стали улучшать ее. Всякая машина держит экзамен. Есть мастера испытывать машины. Один такой мастер прославился и в льнотрепальном деле. Дали ему испытывать новую машину. Все ее хвалили, возлагали на нее большие надежды.

А он и так и этак ее пробовал. Все на свете забыл, весь погрузился в изучение машины. А потом вынес приговор: «Не будет эта машина работать». И оказался прав.

Какими же способностями надо обладать, чтобы почувствовать машину? Сравним работу испытателя машины с работой врача. Два врача слушают одного больного. Один услышит шумок в сердце, другой — нет. Один по звуку нашел в легком воспалительный очаг, другой ничего не заметил. Или смотрят два врача один и тот же рентгеновский снимок. Глаза у обоих хорошие, смотрят они одинаково внимательно, но один видит какую-то подозрительную тень, другой ее не замечает или не понимает ее значения.

Так и с машиной. Умение вслушаться в ее шумы, понять, откуда они идут и что они могут означать, — это и значит чувствовать машину. Но не только это. Человек, управляющий машиной, чувствует ее и руками.

Попробуйте с закрытыми глазами поднять руку и придать ей горизонтальное положение. А потом, не открывая глаз, скажите, точно ли она находится в горизонтальном положении или отклоняется вверх или вниз. Многие безошибочно отвечают на этот вопрос. А другие ошибаются. Что же осведомляет нас о положении нашей руки? Не слух и не зрение, а сама рука, вернее, наше мышечно-суставное чувство. Нажимая на рычаг, мы без помощи прибора знаем, какое усилие сделали. Но одни люди чувствуют это точнее, чем другие.

Мастер, о котором мы говорили, удивительно тонко чувствовал все, что делалось в льнотрепальной машине. Но это не какое-то таинственное чувство. Ничего сверхъестественного здесь нет. У него выработались, сформировались определенные психические качества, способности, позволившие ему стать мастером своего дела.

Обратимся к другим профессиям. Их насчитывается не одна тысяча. Как в них разобраться? Стройной системы профессий нет. Но все же их можно как-то группировать: объединять в одну группу профессии, которые требуют сходных способностей. Например, инженерные профессии, как они ни различны, требуют хорошего пространственного воображения, т. е. умения мысленно представлять и комбинировать детали машин; кроме того, они требуют повышенного интереса и внимания к процессу обработки материалов.

Профессии, требующие в первую очередь умелого и чуткого обращения с людьми и внимания к их трудностям и переживаниям, понимания их душевной жизни, тоже имеют много общего: это профессии общественного деятеля, воспитателя и учителя, врача, медицинской сестры, няни. Есть профессии, требующие преимущественно организаторских способностей (хотя способности эти нужны не только организаторам). Есть профессии, для которых нужно развитие особых способностей, например быстрых ответных движений, самообладания, быстрой и точной ориентировки в сложной меняющейся обстановке. Это профессии водителей: летчика, шофера, машиниста. Для некоторых профессий нужно особо тонкое осязание, обоняние, глазомер, умение различать цвета, запахи и другое.

У каждого человека все эти способности выражены то сильнее, то слабее. В некоторых случаях важно заранее определить, окажется ли человек пригодным к той или иной профессии. Психология труда не только изучает, какие требования предъявляют человеку разные профессии. Она стремится узнать и измерить развившиеся у него способности. Ее интересует и то, как можно развивать, формировать профессиональные способности.