Что читать о литературе?


Искусство и художественная литература рассказывают о жизни. Это может быть жизнь сегодняшнего дня, знакомая вам, или жизнь далеких эпох, поколений, чужих стран и народов.

Читая книгу, слушая музыку, рассматривая картину, вы как бы переноситесь в мир, изображенный художником, писателем, музыкантом. Перед вами встают исторические события, новые города и страны, природа, а главное — люди. Этих людей вы любите или ненавидите, презираете или жалеете. Вы соглашаетесь или спорите с ними, волнуетесь за их судьбу.

Хорошая книга, музыка, картина оставляют след в вашем сознании и сердце. Поэтому-то говорят о воздействии литературы и искусства на человека.

В повести А. П. Чехова «Три года» превосходные страницы посвящены живописи, ее неизгладимому влиянию на человека.

«Юлия остановилась перед небольшим пейзажем п смотрела на него равнодушно. На переднем плане речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около которого костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря.

Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой, все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мелькает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке...»

В чувствах героини мы видим переживания самого Чехова, его влюбленность в искусство, его удивительное умение проникать в «глубину» картины и находить самое главное и живое.

Для людей, умеющих слушать музыку, она открывает целый мир. В музыке революционных эпох звучали призывы к оружию, скорбь о погибших героях. Музыка рассказывает о самых сокровенных переживаниях людей. В музыкальных образах отражается мир природы, окружающей человека.

Прослушайте, например, «Пасторальную симфонию» Людвига ван Бетховена. Одна картина за другой встанут перед вашим внутренним взором.

Спокойная, светлая музыка первой части как бы говорит о пробуждении бодрых чувств при встрече человека с природой.

Во второй части вы ясно услышите переливы и журчание ручья, пение кукушки, пеночки, соловья.

Третья часть наполнена танцевальными народными ритмами. Эго сельский праздник, незатейливое, но искреннее веселье.

Сгущаются тучи, приближается гроза, буря. Воет ветер, слышатся раскаты грома. Стучат капли крупного дождя. Отбушевав, гроза стихает, тучи уходят, вновь показывается солнце. Музыка передает радостное чувство обновления после бури. Поют свирель и рожок, звучит пастушья песня.

Примерно так передал сам Бетховен содержание своей симфонии.

Конечно, не всякую музыку можно вот так «рассказать». Но по-своему «музыкальный язык» не менее выразителен и понятен, чем человеческая речь. А иногда музыка может сказать даже больше, чем слово.

Рассказывают, что однажды Бетховен пригласил к себе женщину, потерявшую своего последнего ребенка и бывшую в безутешном горе. Он сказал: «Я буду беседовать с вами посредством музыки». Эта женщина — пианистка Доротея Эртман — потом говорила: «Он импровизировал целый час и в конце концов утешил меня».

Однако сила воздействия литературы и искусства зависит не только от качества книги или произведения искусства, но и от человека, который смотрит картину, слушает музыку или читает книгу: от его жизненного опыта, знаний, умений.

Один, прочтя книгу, способен пересказать только основную цепь событий, т. е. сюжет. Другой может дать характеристику героям и их взаимоотношениям. А третий увидит в книге и приметы изображаемого времени, и интересные мысли, высказанные автором или героями, и яркие картины природы. Он умеет спорить с писателем, соглашаться или не соглашаться с его мыслями, умеет оценить и насладиться мастерством писателя, умеет сравнить разных авторов и разные книги.

Одни знают литературу «по верхам», другие идут в глубину. А у хорошей книги всегда есть своя «глубина».

Возьмите, например, «Голубую чашку» А. П. Гайдара. Если посоветовать вам прочесть этот рассказ сейчас, вы удивитесь. Скажете: давным-давно читали, еще когда были маленькими. Да рассказ и вправду как будто для малышей. И события в нем не ахти какие. Просто папа с дочкой отправились на далекую прогулку.

Не торопитесь делать выводы. Прочтите этот рассказ еще разок, вдумчиво, без спешки. И вдруг вы увидите, как много сумел сказать в нем писатель, какой глубокий смысл вложил в простые, несложные вещи.

Чтобы создавать произведения литературы и искусства, нужны огромные знания. Но знания нужны и для того, чтобы их полностью, до конца понимать.

О каких знаниях идет здесь речь? В первую очередь это знание жизни писателя, художника, музыканта и той эпохи, в которую они жили и творили. Ведь о чем бы ни рассказывал большой художник — о настоящем или далеком прошлом, он отбирает и оценивает события с точки зрения современности. На художественном произведении всегда остается отпечаток характера его творца, его убеждений, симпатий и антипатий.

Случайно ли, например, Л. Н. Толстой обратился к событиям 1812 г. в романе «Война и мир»? Конечно, нет. Толстого всегда волновала жизнь народа. Степень близости к народу определяла положительных и отрицательных героев в произведениях писателя. Чем ближе герой Толстого к народу, тем выше его нравственные качества, богаче и совершеннее духовный мир. II наоборот, духовная бедность, трусость, паразитизм, ложь — результат ухода от забот и болей народных.

Поэтому народная война 1812 г., эпоха великого народного подвига, была тем материалом, который позволил Толстому с наибольшей полнотой раскрыть «любимые» идеи.

Кто ничего не знает о том, кем была для А. С. Пушкина простая русская женщина Арина Родионовна, тот никогда не поймет глубины чувств поэта, вложенных в обращенные к няне стихи. Чтобы проникнуть в эти чувства, нужно знать, что няня дала Пушкину недостающую ласку матери, что эта женщина всю жизнь любила его и разделяла с ним нелегкие дни михайловской ссылки.

А разве поймет по-настоящему книги Николая Островского читатель, который ничего не знает о героической судьбе самого писателя? Разве раскроется изумительная сила книги Ю. Фучика «Слово перед казнью» или стихотворений Мусы Джалиля перед тем, кто и не подозревает, что эти произведения были написаны в камерах фашистских тюрем людьми, ожидающими неизбежную смерть?

То же самое можно сказать о произведениях живописцев, скульпторов, композиторов.

Конечно, можно читать, смотреть картины, слушать музыку, ничего не зная ни об истории их создания, ни о жизни создателя. Но каждая крупица знаний расширит наши горизонты, обогатит и усилит наши впечатления. Богатейшая кладовая этих знаний — книга о литературе и искусстве.

Мы предлагаем вам список таких книг.

Среди них есть сборники статей, принадлежащих перу великих русских критиков: В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, В. В. Стасова. Их статьи не только обогащают и углубляют наши знания о литературе и искусстве, они сами читаются как подлинно художественные произведения.

Есть книги и статьи, анализирующие творческий путь писателей, художников, композиторов, актеров.

Особое место занимают художественные биографии. Это, разумеется, самый привлекательный вид книг об искусстве. В биографических романах и повестях, как и в любом художественном произведении, есть, безусловно, элементы вымысла. Однако в основе их всегда лежат достоверные факты.

Наконец, среди книг вы найдете и сборники иллюстративного материала: фотоальбомы, сборники репродукций и т. п.

Список книг, рекомендуемых для чтения, называется библиографическим указателем. Материал в нашем библиографическом указателе расположен в следующем порядке: литература, изобразительное искусство, музыка, театр, кино, цирк.

 

ЛИТЕРАТУРА

Тимофеев Л. и Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред, школы. Изд. 2-е, испр. и доп. М., Учпедгиз, 1955. 179 стр.

В словарь включено около 450 терминов. Они охватывают круг понятий, с которыми вы можете встретиться, изучая литературу.

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДО ОКТЯБРЯ

Белинский В. Г. Избранные статьи. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., Детгиз, 1960. 192 стр. (Школьн. б-ка).

 

Белинский В. Г. О классиках русской литературы. Вступит, статья А. Н. Дубовикова. М., Детгиз, 1958. 328 стр. (Школьн. б-ка).

 

Добролюбов Ы. А. Избранное. Вступит, статья и нримеч. В. А. Путинцева. М., Детгиз, 1954. 383 стр. (Школьн. б-ка).

 

Горький М. Избранные литературно-критические произведения. Статьи, доклады, речи, письма. Вступит, статья А. И. Овчаренко. М., Детгиз, 1954. 303 стр. (Школьн. б-ка).

 

Классики русской литературы. Критико-биографические очерки. Под общ. ред. Л. И. Тимофеева. М., Детгиз, 1953. 550 стр. (Школьн. б-ка).

Сборник содержит 28 статей о жизни и творчестве выдающихся русских писателей-классиков XVIII—XX вв.

 

Колпакова И. И. Сокровище народа. Русское народно-поэтическое творчество. Рис. Т. Маврина. М., Детгиз, 1957. 271 стр.

 

Сороковые годы XIX века. В мемуарах современников, документах эпохи и художественных произведениях. М., Детгиз, 1959. 430 стр. с илл. (Школьн. б-ка).

Эта книга помогает представить, как жил русский народ в 40-е гг. XIX в. и как передовые русские люди боролись с самодержавием и крепостничеством. В сборник включены статьи революционных демократов, отрывки из художественных произведений Герцена, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, документы, письма и воспоминания.

 

Федоров В.Г. Кто был автором «Слова о полку Игореве» и где расположена река Каяла. М., «Молодая гвардия», 1956. 175 стр.

Книга написана генерал-лейтенантом инженерно-технических войск профессором В. Г. Федоровым. Опираясь на большой и интересный материал, автор выясняет причины, заставившие князя Игоря отправиться в поход против половцев, определяет состав рати князя, место боевых действий и гибели дружины.

 

Чернышевский И. Г. О классиках русской литературы. Вступит, статья В. Щербины. М., Детгиз, 1949. 259 стр. (Школьн. б-ка).

 

Шер И. С. Рассказы о русских писателях. М., Детгиз, 1960. 511 стр. (Школьн. б-ка).

Книга о писателях и поэтах — от Пушкина до Горького. На богатом и интересном материале раскрывается их жизненный и творческий путь. Книга иллюстрирована многочисленными рисунками, фотографиями, репродукциями картин русских художников.

 

БЕЛИНСКИИ В. Г.

Гаецкий Ю. А. К далекому утру. Повесть о Белинском. М., Детгиз, 1958. 266 стр.

В книге показан короткий и тернистый путь замечательного критика, его горькое детство и трудная юность, его борьба за демократическую русскую литературу. Воссозданы образы лучших людей тех лет, соратников и друзей Белинского: Некрасова, Герцена, Гоголя, Лермонтова, Кольцова и др.

 

Гордин А. М. В. Г. Белинский в портретах, иллюстрациях, документах. М., Учпедгиз, 1958. 351 стр.

 

ГЕРЦЕН А. И.

Герцен А. И. Былое и думы. Детская и университет. Тюрьма и ссылка. Владимир-на-Клязьме. Москва, Петербург и Новгород. Предисл. В. А. Путинцева. М., Детгиз, 1958. 575 стр. (Школьн. б-ка).

 

ГОГОЛЬ Н. В.

Водовозов Н. В. Николай Васильевич Гоголь. М., «Молодая гвардия», 1945. 120 стр.

 

Н. В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. Предисл. С. Машинского. М., Детгиз, 1959. 368 стр. (Школьн. б-ка).

 

Гордин А. М. Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. М., Учпедгиз, 1959. 414 стр.

 

Сергиевский И. В. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. М., Детгиз, 1956. 190 стр.

 

ГРИБОЕДОВ А. С.

Назарова Л. Н. Гордин А. М. А. С. Грибоедов в портретах, иллюстрациях, документах. М., Учпедгиз, 1955. 307 стр.

 

ДОБРОЛЮБОВ Н. А.

Марвич С. М. Студент Добролюбов. Повесть. М., Детгиз, 1955. 336 стр.

 

КОЛЬЦОВ А. В.

Кораблинов В. А. Жизнь Кольцова. Роман. М., «Молодая гвардия», 1959. 352 стр.

 

КОРОЛЕНКО В. Г.

Короленко В. Г. История моего современника. Раннее детство и годы учения. Послесловие Б. Летова. М., Детгиз, 1953. 308 стр. (Школьн. б-ка).

«История моего современника» — автобиография Короленко, одно из самых замечательных его произведений.

 

Дерман А. Б. Жизнь В. Г. Кероленко. М., Детгиз, 1946. 143 стр. (Школьн. б-ка).

 

КРЫЛОВ И. А.

Сергеев И. В. Крылов. Рис. Б. Шахова. М., Детгиз, 1959. 318 стр. (Школьн. б-ка).

Автор живо рассказывает о детстве и юности писателя, о его служебной и литературной деятельности. Подробно освещается малоизученный период жизни И. А. Крылова — годы скитаний.

 

КЮХЕЛЬБЕКЕР В. К.

Тынянов Ю. Н. Кюхля. Повесть о декабристе В. К. Кюхельбекере. Рис. Ю. Петрова. Лениздат, 1955. (Б-ка школьника).

 

ЛЕРМОНТОВ М. Ю.

Андроников И. Л. Рассказы литературоведа. Портрет.— Загадка Н. Ф. И.— Подпись под рисунком.— Земляк Лермонтова. М., Детгиз, 1956. 128 стр. (Школьн. б-ка).

Писатель и ученый Ираклий Андроников много времени посвятил изучению творчествам. Ю. Лермонтова. В этой увлекательной книге показано, сколько энергии, внимания и изобретательности пришлось потратить автору на розыски некоторых фактов, касающихся жизни великого поэта.

 

Андроников И. Л. Жизнь Лермонтова. М., Дет-издат, 1939. 64 стр.

 

Иванова Т. А. Четыре лета. Лермонтов в Середникове. М., Детгиз, 1959. 93 стр. (По дорогим местам).

Под Москвой есть санаторий «Мцыри». Он расположен в старинной усадьбе Середниково, где юноша Лермонтов четыре года подряд проводил свои каникулы. Вы узнаете, какие творческие замыслы рождались у Лермонтова в Середникове, какое важное значение имела для поэзии Лермонтова чудесная природа этих мест.

 

Николаева М. Ф. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., Детгиз, 1956. 295 стр.

 

Толстая Т. В. Детство Лермонтова. Повесть. М., Детгиз, 1959. 335 стр.

 

ЛОМОНОСОВ М. В.

Муратов М. В Ломоносов. М., Учпедгиз, 1960. 228 стр.

 

Муратов М. В. Юность Ломоносова. Рис. Н. Калита. М., Детгиз, 1955. 159 стр. (Школьн. б-ка).

 

НЕКРАСОВ Н. А.

Андреев С. А. Н. А. Некрасов. М., Детгиз, 1938. 48 стр.

 

Лосев П. Ф. У берегов большой реки. Повесть о Н. А. Некрасове. Для детей. Кострома, Кн. изд-во, 1958. 200 стр.

 

ПУШКИН А. С.

Вересаев В. В. Александр Сергеевич Пушкин. М., Детгиз, 1945. 183 стр. (Школьн. б-ка).

 

Воеводин В. Повесть о Пушкине. Лениздат, 1956, 239 стр. (Б-ка школьника).

Живой рассказ о жизни и творчестве писателя. Хорошо передано обаяние Пушкина, его простое, сердечное отношение к людям из народа, к друзьям.

 

Калаушин М. М. Пушкин в портретах и иллюстрациях. М., Учпедгиз, 1956. 374 стр.

Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. М., Детгиз, 1954. 192 стр. (Школьн. б-ка).

 

Пущин И. И. Записки о Пушкине. М., Детгиз, 1956. 62 стр. (Школьн. б-ка).

«... я гляжу на Пушкина не как литератор, а как друг и товарищ»,— говорит И. Пущин. В этом и состоит своеобразное обаяние его воспоминаний.

 

Слонимский А. Л. Детство Пушкина. Повесть. Илл. Б. Дехтерева. М., Детгиз, 1960. 63 стр.

 

РАДИЩЕВ А. Н.

Муратов М. В. Жизнь Радищева. М., Детгиз, 1950, 246 стр. (Школьн. б-ка).

 

ТОЛСТОЙ Л. Н.

Поповкин А. И. Л. Н. Толстой. Биография. Пособие для учащихся. М., Учпедгиз, 1958. 136 стр.

 

Поповкин А. И. Ясная Поляна. М.. Детгиз, 1956. 95 стр. (По дорогим местам).

Книга написана в форме рассказа школьников о трехдневном пребывании их в Ясной Поляне. Они знакомятся с литературным музеем, домом Л. Н. Толстого, его любимыми местами в парке и т. д.

 

ТУРГЕНЕВ И. С.

Богословский Н. В. Тургенев. М., «Молодая гвардия», 1950. 416 стр. с илл. («Жизнь замечательных людей»)

 

Липеровская С. И. На родине И. С. Тургенева. М., Детгиз, 1958. 190 стр. (По дорогим местам).

 

ФОНВИЗИН Д. И.

Муратов М. В. Денис Иванович Фонвизин. М., Детгиз, 1953. 208 стр.

Биография и творческий путь драматурга. Отдельные главы рассказывают о комедиях Фонви» зина «Бригадир» и «Недоросль». В конце книги дан словарь старинных слов.

 

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н. Г.

Богословский Н. В. Жизнь Чернышевского. Рис. Ю. Казмичова. М., Детгиз, 1958. 302 стр.

 

Лунин Б. В. По следам вилюйского узника. М., Детгиз, 1960. 142 стр. с илл.

Автору книги довелось побывать в тех местах, где отбывал ссылку Н. Г. Чернышевский,— на севере Якутии. Он нашел живых свидетелей, помнивших «вилюйского узника», и собрал интересные сведения об этом наименее освещенном периоде жизни Чернышевского.

 

Чернышевская Н. М. Саратовский мальчик. О Н. Г. Чернышевском. Для детей. Саратов, Кн. изд-во, 1958. 64 стр.

 

ЧЕХОВ А. П.

Роскин А. И. Чехов. Биографическая повесть. Рис. Е. Кривинской. М., Детгиз, 1959.176 стр. (Школьн. б-ка).

 

Чуковский К. И. Чехов. М., Детгиз, 1958. 93 стр.

Приводя многочисленные выдержки из произведений писателя, К. Чуковский ярко рисует образ Чехова — человека. Вы узнаете о его глубоком интересе к людям, о его могучей воле и необычайной скромности.

 

Калаушин М. М. А. П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. М., Учпедгиз, 1957. 430 стр.

 

РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Русские советские писатели. Очерки жизни и творчества. Под общ. ред. Л. И. Тимофеева. М., Детгиз, 1957. 544 стр. (Школьн. б-ка).

Сборник включает статьи о 25 советских писателях.

 

ГАЙДАР А. Н.

Жизнь и творчество А. П. Гайдара. М.. Детгиз, 1954. 383 стр. (Школьн. б-ка).

В книге помещены интересные воспоминания о Гайдаре его родных и друзей, статьи о его творчестве, дневники и письма Гайдара, неоконченные произведения писателя.

 

Емельянов Б. А. Рассказы о Гайдаре. М., Детгиз. 1958. 128 стр.

Б. Емельянов лично знал Гайдара. Он рассказывает о тех эпизодах гайдаровской биографии, свидетелем которых был сам.

 

ГОРЬКИЙ М.

Горький М. Детство. Илл. Б. Дехтерева. М., Дет-гиз, 1956. 222 стр. (Школьн. б-ка).

 

Горький М. В людях. Илл. Б. Дехтерева. М., Дет-гиз, 1949. 273 стр.

 

Груздев И. Я. Молодые годы Максима Горького. По его рассказам. Илл. Г. Фитингофа. М., Детгиз, 1958. 176 стр. (Школьн. б-ка).

 

ЖИТКОВ Б. С.

Жизнь и творчество Б. С. Житкова. М., Детгиз, 1955. 592 стр.

В сборнике помещены многочисленные воспоминания о Житкове, статьи о его творчестве, малоизвестные рассказы и статьи Житкова, отрывки из его писем.

 

МАЯКОВСКИЙ В. В.

Маяковская А. А. Детство и юность Владимира Маяковского. Из воспоминаний матери. М., Детгиз, 1953. 79 стр.

Мать В. В. Маяковского рассказывает о детских и юношеских годах сына, проведенных в Грузии и Москве.

 

Кассиль Л. Маяковский — сам. Очерк жизни и работы поэта. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Молодая гвардия», 1960. 158 стр.

Кассиль лично знал Маяковского и был участником многих из описанных в книге событий. Кассиль знакомит с биографией поэта, рассказывает о творчестве, о поездках и выступлениях поэта.

 

Наш Маяковский. М., «Молодая гвардия», 1960. 160 стр.

 

Голубенцев. Н. А. В. В. Маяковский в портретах, иллюстрациях, документах. М., Учпедгиз, 1956. 235 стр.

 

ОСТРОВСКИЙ Н. А.

Венгров И. и Эфрос. М. Жизнь Николая Островского. М., Детгиз, 1954. 192 стр.

Биография писателя-болыневика. Последняя глава «Необыкновенная жизнь Павла Корчагина» показывает, как художественный образ, созданный писателем, вторгается в живую жизнь, помогает советским людям жить и бороться.

 

ФУРМАНОВ Д. А.

Венгров И. и Эфрос М. Дмитрий Фурманов. М., Детгиз, 1955.         222 стр.

 

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СССР

Бать Л. Г. Сад жизни. Повесть об Алишере Навои. Рис. В. Алфеевского. М., Детгиз, 1956. 320 стр.

Повесть о жизни великого узбекского поэта XV в. Широко воссоздана эпоха Навои, кровавые распри потомков Тимура, придворный и народный быт того времени.

 

ТАРАС ШЕВЧЕНКО

Бать Л. Г. и Дейч А. И. Тарас Шевченко. Биографическая повесть. М., Детгиз, 1954. 286 стр. (Школьн. б-ка).

 

Иваненко О. Д. Пути Тараса. Предисл. А. Корнейчука. Рис. В. Касьяна. М., Детгиз, 1955. 504 стр.

Повесть о жизни и творчестве Тараса Шевченко.

 

КОСТА ХЕТАГУРОВ

Наш Коста. Рассказы о народном поэте Осетии. Вступ. статья Т. Джатнева. Рис. 3. Абоева. М., Детгиз, 1959. 111 стр. (Школьн. б-ка).

В сборник вошло семь рассказов современных осетинских писателей о классике осетинской литературы Коста Хетагурове.

 

ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Муравьева Н. Н. и Тураев С. В. Западноевропейская литература. Шекспир. Мольер. Гёте. Байрон. Бальзак. Пособие для средней школы.М., Учпедгиз, 1956. 168 стр.

 

Эйхенгольц М. Д. и Галицкий Л. Н. Зарубежная литература. Хрестоматия для старших классов средней школы. М., Учпедгиз, 1954.840 стр.

 

ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН

Муравьева Н. Н. Андерсен. М., «Молодая гвардия», 1959. 272 стр. («Жизнь замечательных людей»).

 

ХРИСТО БОТЕВ

Голубов С. И. Птицы летят из гнезд. О детстве и юности великого болгарина Христо Ботева, о друзьях и недругах его ранних лет. Роман. М., Детгиз, 1958. 446 стр.

 

НИКОЛА ВАПЦАРОВ

Руднева Л. С. Никола. Повесть. Рис. И. Саркисяна. М., Детгиз, 1955. 424 стр.

Книга о болгарском поэте-коммунисте Никола Вапцарове.

 

ЖЮЛЬ ВЕРН

Андреев К. К. Три жизни Жюля Верна. М., «Молодая гвардия», 1960. 304 стр. («Жизнь замечательных людей»).

К. Андреев пишет: «Жюлю Верну выпало на долю редкое счастье прожить не одну, а три жизни: одну — в действительности, другую — в воображении современников, третью — в мечтах, воплотившихся в его произведениях».

 

Борисов Л. И. Жюль Верн. Роман. Рис. Н. Петровой. М., Детгиз, 1957. 342 стр. (Школьн. б-ка).

 

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ

Дейч А. И. Гарри из Дюссельдорфа. Повесть о Генрихе Гейне. М., Детгиз, 1959. 295 стр. (Школьн. б-ка).

 

ПАБЛО НЕРУДА

Михайлов Р. М. Наш друг из далекой страны. Повесть о Пабло Неруде. Илл. В. Власова. М., Детгиз, 1954. 326 стр.

 

ШАНДОР ПЕТЕФИ

Гидаш А. Ф. Шандор Петефи. Перев. с венгерского A. Кун. М., Детгиз, 1958. 350 стр. (Школьн. б-ка).

Повесть о замечательном венгерском поэте, который не только пером, но и саблей боролся за свободу своего народа.

 

МИГЕЛЬ СЕРВАНТЕС

Выгодская Э. О. Алжирский пленник. Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора «Дон Кихота». М., Детгиз, 1937. 136 стр.

 

РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН

Борисов Л. И. Под флагом Катрионы. Роман. Рис. B. Власова. Л., Детгиз, 1957. 343 стр.

Повествование о жизни и творчестве известного английского писателя Р. Л. Стивенсона, автора исторических и приключенческих романов.

 

МАРК ТВЕН

Мансон М. Мальчик с великой Миссисипи. Повесть о детстве Марка Тгена. Перев. с анг. М. Вес-сараб. Рис. М. Фроловой-Багреевой. М., Детгиз, 1957. 80 стр.

Мендельсон М. О. Марк Твен. М., «Молодая гвардия», 1958. 383 стр. («Жизнь замечательны^ людей»).

 

ЮЛИУС ФУЧИК

Фучик Ю. Слово перед казнью. Перев. с чешек. Т. Аксель и В. Чешихиной. Рис. В. Климашина. М., Детгиз, 1950. 102 стр. (Школьн. б-ка).

 

НАЗЫМ ХИКМЕТ

Тверской А. Песня над Босфором. Рассказы о Назыме Хикмете. М., Детгиз, 1959. 295 стр.