Афины в период расцвета


Когда смотришь на историческую карту древнего мира и сравниваешь громадные размеры Персидской державы с небольшой территорией Греции, то кажется невероятным, что в борьбе этих двух стран, разгоревшейся в начале V в. до н. э., Греция вышла победительницей. Неоднократные попытки Персии подчинить себе греческие государства на юге Балканского полуострова окончились для нее неудачей.

В победе греков над персами основную роль сыграло Афинское государство. Афиняне создали сильный флот, увеличив его боевую мощь трехпалубными кораблями (триерами) с таранами на носу, и нанесли противнику ряд сокрушительных ударов на море. На суше греческие фаланги выступали сомкнутым строем хорошо обученных воинов. Они одерживали победы над численно превосходящими войсками противника. В персидском войске наряду с отборными отрядами из персов и мидян было огромное количество воинов из порабощенных племен и народов. Эта часть войска не отличалась организованностью и боеспособностью. Персидские военачальники пускали в ход бичи, чтобы заставить воинов идти в бой. Поражению персов способствовал и патриотизм греков, защищавших свою страну от врагов. Греческий историк Геродот справедливо называл афинян «спасителями Эллады». Победоносное завершение войны с персами выдвинуло Афинское государство на первое место в греческом мире, превратив его в могущественную морскую державу, и открыло широкие возможности для его процветания. Во время войн с персами афиняне захватили много пленных, которых превратили в рабов. Труд их стал основным в хозяйстве Афинского государства. Большие доходы приносили афинянам рудники Лавриона и морская торговля. Морской союз, организованный Афинами для борьбы с Персией на море, после окончания войн стал одним из источников обогащения афинской казны. Денежные взносы союзников, предназначавшиеся на постройку военных кораблей, афинские рабовладельцы стали расходовать на нужды своего государства. V в. до н. э. в истории Афин называют «золотым веком». В это время Афинское государство обогатило мировую культуру такими ценностями, которые, по справедливым словам афинского историка, достойны быть «предметом удивления для современников и для потомков».

«Золотой век» в Афинах был временем расцвета афинской демократии, т. е. власти народа.

Простые, лично свободные граждане получили право участвовать в управлении государством. Они могли принимать участие в обсуждении важнейших дел на народном собрании и быть избранными на различные государственные должности. В Афинах ряд учреждений отличался многочисленным составом. Само название «совет 500» говорит об этом, а в суд присяжных избирали 6 тыс. человек. Таким образом, широкий круг афинских граждан был вовлечен в политическую жизнь. Перикл, первый стратег, вождь афинской демократии, ввел оплату некоторых должностей, для того чтобы ремесленники, торговцы, крестьяне и другие малообеспеченные люди могли отрываться от повседневной работы без особого ущерба для себя.

Афинские граждане не мыслили себе существования без участия в общественной жизни. «Все граждане принадлежат государству, и каждый из них — частица государства», — писал крупнейший философ и ученый древности Аристотель. Человека, который уклонялся от общественных дел, афиняне не уважали и считали пустым. Больше всего в человеке ценилась любовь к отечеству. Отдать за него жизнь считалось высшей доблестью.

Юноши, достигшие 18 лет, торжественно приносили воинскую присягу, что они всеми силами будут способствовать укреплению своего государства.

Большую часть свободного времени обеспеченные афинские граждане — мужчины— проводили вне дома: в государственных учреждениях, занимались спортом (упражнялись в беге, метании диска и копья, борьбе) или прогуливались в тенистых аллеях общественных садов и парков. Всюду было людно и интересно: обсуждались новости, велись оживленные споры по самым разнообразным вопросам. Тут же можно было послушать учителей мудрости, как называли философов. Вокруг них собирались не только их ученики, но и все желающие.

Афиняне любили также искусство красноречия и охотно слушали хороших ораторов. Умение убеждать слушателей способствовало продвижению на государственные посты.

Поэтому богатые люди не жалели денег на обучение своих сыновей ораторскому искусству. Непревзойденным оратором считался Перикл. Его политический противник говорил: если, борясь с Периклом, он положил бы его на обе лопатки, а Перикл стал бы доказывать, что стоит на ногах, то все слушатели поверили бы Периклу, несмотря на очевидность положения.

Во время театральных состязаний, происходивших в дни празднеств в честь Диониса— бога виноградарства и виноделия, внимание афинян было всецело приковано к театру. Театральные состязания продолжались несколько дней, причем ежедневно шли четыре пьесы. На это время деловая жизнь в городе замирала, народные собрания не созывались, многие государственные учреждения бездействовали. Театр Диониса, вмещавший 17 тыс. зрителей, находился под открытым небом на склоне Акрополя.

Позднее недалеко от него, на том же склоне, был построен Одеон для музыкальных состязаний.

Театр считался делом государственной важности, ему придавалось большее воспитательное значение. Поэтому в Афинах ввели раздачу так называемых «зрелищных денег» из государственных средств, чтобы и неимущие граждане могли посещать театр. Для присуждения наград в театральных состязаниях избирались 10 судей, дававших клятву судить по справедливости. Расходы на постановки спектаклей (подготовка хора, костюмы) возлагались в виде общественной повинности на какого-нибудь богатого гражданина (хорега). Его награждали за это бронзовым треножником и оказывали ему всяческие почести. Авторы-победители увенчивались венком из плюща и получали ценные подарки. Актерами могли быть только свободные граждане. Они пользовались рядом привилегий, но вместе с тем сохранился рассказ о том, что зрители, недовольные игрой одного актера, избили его палками.

При Перикле Афины украсились зданиями и скульптурами замечательной красоты. Он не жалел средств на строительство и старался украсить город. Представители всех специальностей были вовлечены в кипучую строительную деятельность. Особое внимание было обращено на Акрополь, господствующий над всем городом. За несколько десятилетий на нем были возведены мраморные храмы, статуи, которыми можно было любоваться со всех частей города. Красота Афин вызывала у афинских граждан чувства уверенности в могуществе своего государства и гордости за него.

Храм богини Афины — Парфенон выделялся своими строгими колоннами и фронтонами со скульптурами (см. т. 10 ДЭ, стр. 372). В храме находилась статуя Афины из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым скульптором Фидием. Храм в честь легендарного героя Афин Эрехтея — Эрехтейон был знаменит своим портиком, где вместо колонн крышу поддерживали фигуры девушек—кареатиды. Простая и торжественная колоннада входа — Пропилей, легкий и нарядный храмик Бескрылой победы, величественная и спокойная статуя Афины Воительницы в шлеме, со щитом и длинным копьем — все это восхищало совершенством пропорций и красотой. Белый мрамор четко вырисовывался на фоне яркого южного неба и синеющих гор. Постройки афинян воплощали греческий идеал красоты — ясной, спокойной, гармоничной. Нам понятны восторженные отзывы древних писателей об Афинах. «Неподражаемые по прелести очертания», — писал один из них о храмах и статуях. «Акрополь казался обителью богов», — заявляв другой. По словам афинян, эти сооружения доставляли такое наслаждение, что при взгляде на них забывались печали.

Многое мы высоко оцениваем в Афинах V в. — передовом государстве рабовладельческого мира, но не следует забывать, что Афинское государство основывалось на жестокой эксплуатации рабов, считавшихся лишь «одушевленными орудиями». Большинство свободного населения составляла беднота — ремесленники, крестьяне, рыбаки и т. и. Трудовой люд не имел возможности полностью использовать свое право участвовать в управлении государством: для этого нужно было иметь средства и свободное время. Ведь Афинским государством управляли выборные стратеги и архонты, которые не получали вознаграждения. Больше того, им иногда приходилось из своих средств производить затраты на общественные нужды (например, театральные постановки). Поэтому введение Периклом оплаты некоторых государственных должностей не изменило положения: управляли государством по-прежнему богатые и влиятельные лица.

Совершенно чуждо нам пренебрежительное отношение афинских граждан к физическому ТРУДУ и людям, которые им занимаются. Это характерно для рабовладельческого общества, в котором труд считался обязанностью рабов.

Но все же мы должны признать, что Афины V в. до н. э. были не только «школой Эллады», как о них говорил Перикл, но и школой для всего тогдашнего мира. Культурное наследие древних греков обогащает и нашу жизнь.