Религия древних греков


Древние греки, как и другие современные им племена и народы, еще на первобытной ступени общественного развития пытались понять и объяснить окружавший их мир. Но в то время у греков не было ни знаний, ни жизненного опыта, чтобы правильно понять то страшные, то благоприятные для людей явления природы. Древние греки приписывали человеческие качества различным предметам и стихийным явлениям, пытались выяснить связи между ними. Получалась неправильная, фантастическая картина окружавшей их действительности. Так возникало и оформлялось религиозное мировоззрение древних греков.

Сначала они обожествляли природу: горы, моря, гром и молнию, благодатный дождь и страшный ураганен т. д. Греки почитали животных, которых боялись, например змею, или тех, которые приносили им пользу, — корову, быка.

По мере развития общества греки учились покорять природу, начали осознавать свои силы. Теперь в их воображении боги стали принимать образы людей. Богам подчинялись и служили силы природы.

Греческая религия в том виде, в каком она отразилась в мифах, классическом искусстве и памятниках литературы, стала оформляться еще во II и в начале I тысячелетия до н. э. В это время большинство греческих племен переходило от родового строя к рабовладельческому. Но отдельные греческие племена пережили этот переход раньше, еще во II тысячелетии до н. э., в так называемую крито-микенскую эпоху, когда образовались небольшие рабовладельческие государства. Однако они были потом завоеваны и уничтожены отсталыми, но более многочисленными и воинственными соседними племенами. Вот почему в древнегреческой религии переплетаются представления людей доклассового и классового общества.

В знаменитых Эпических поэмах древних греков «Илиада» и «Одиссея», которые народная молва приписывала легендарному странствующему поэту, слепому старцу Гомеру, показана целая галерея богов и богинь в виде прекрасных и могучих женщин и мужчин (см. т. 10 ДЭ, стр. 40).

Когда греки жили родами или большими семьями, они считали, что их боги также между собой родственники. После того как роды объединились в племена, а затем появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчиненными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с повелителем стихий верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык. Женой Зевса была «волоокая» (происходит от слов «вол» и «око»), могучая красавица богиня Гера. Главные боги греков связаны с наиболее полезными человеку домашними животными — быком и коровой, которые доставляли людям пищу и использовались на полевых работах. Несомненно также, что представление о священных животных своими корнями уходит к тем первобытным временам, когда основными занятиями древних греков были охота и скотоводство.

Древние греки считали, что главные боги во главе с Зевсом жили на высокой, покрытой вечными снегами горе Олимп, которая расположена у границы Северной Греции. Олимпийских богов было двенадцать. Среди них, кроме Зевса и Геры, особенно могущественными считались брат Зевса Посейдон — владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом своего трезубца, и Аид также брат Зевса — владыка подземного царства. Одна из сестер Зевса — богиня плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Прельстившись красотой Коры, Аид похитил девушку, и она стала его женой и владычицей подземного царства — Персефоной. Но Деметра, тоскуя по дочери, упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону из преисподней. Аид, прощаясь с женой, дал ей проглотить гранатовое зернышко — символ верности. Поэтому, пробыв некоторое время с матерью Деметрой на земле, Персефона возвращалась к мужу в преисподнюю. Пока Персефона была с матерью — на земле расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась под землю к Аиду — жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времен года, появление из земли ростков из посеянных семян и созревание урожая.

У Зевса было много детей, среди которых особенно почиталась греками могучая дева Афина — богиня мудрости. Она родилась из головы своего отца в шлеме, доспехах и с копьем в руке.

В мифах рассказывается, что у Зевса была еще дочь — великая богиня любви и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы — прекрасный юноша бог солнца Аполлон и лесная дева Артемида. Лучи бога солнца — золотые стрелы — несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Ее изображали в короткой, удобной для быстрого бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой обычно изображали лань — ее священное животное. В воображении греков каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми Океанидами в океане, а старец Нерей — со своими дочерьми Нереидами в море. В вечном движении и переливах морских волн воображение греков видело веселых Океанид и Нереид, играющих на зыбкой морской поверхности. В лесах блуждал похожий на полузверя и получеловека добродушный бог Пан. Иногда для забавы он пугал громким криком прохожих (отсюда произошло выражение «панический ужас»).

С течением времени по мере развития и усложнения общественных отношений греки наделяли своих богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов человеческой деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны, жестокий Арес, и бог-вестник Гермес, покровитель путешествующих, купцов, жуликов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства.

С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. В каждом греческом городе-государстве культ издревле почитавшегося божества приобретал официальный, государственный характер. Так, богиня Афина стала покровительницей Афинского города-государства, бог Аполлон — покровителем независимого священного округа Дельф, Посейдон — покровителем города-государства Коринфа. Сам Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпии, расположенных на юго-западе Греции. Почитание богов, покровителей родного города, стало обязанностью всех его жителей. В период расцвета древнегреческой культуры, в V и IV вв. до н. э., великие художники того времени создали замечательные скульптуры, изображающие богов и богинь.

В ряде греческих городов-государств, особенно в тех, где утвердилась рабовладельческая демократия, наряду с почитанием главных богов—олимпийцев, «небесной аристократии», — установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис — бог виноградарства и виноделия. С VI в. до н. э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали торжественные праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. Культ Диониса в Афинах объясняется тем, что виноградарство здесь стало основной отраслью сельского хозяйства.

Древние греки в своей фантазии заселили небо, землю и воды огромным количеством разных богов и богинь. В этом фантастическом мире нелегко было разобраться, поэтому еще в конце VIII — начале VII в. до н. э. великий древнегреческий поэт Гесиод, чтобы привести в систему многочисленные мифы, создал поэму «Теогония» (происхождение богов). В ней он рассказывает о том, как из первичного хаоса родились древнейшие боги, земля — Гея и небо — Уран. От них произошло второе поколение богов—могучих титанов, олицетворявших мощные и страшные явления природы. Главой всех титанов считался младший сын Урана и Геи — Кронос. Он лишил власти и низвергнул в бездну своего отца. Сын Кроноса бог Зевс впоследствии также поступил со своим отцом и сделался главой третьего поколения богов, которые, как считали греки, непосредственно управляли миром.

Наивные фантастические объяснения происхождения и развития мира и всей окружающей действительности не могли долго удовлетворять пытливый ум людей и не подвергаться сомнению. На основе практического опыта медленно, но неуклонно делала первые шаги наука, приближаясь постепенно к правильному пониманию явлений природы. Один из греческих философов VI в. до н. э., размышляя о представлениях своих современников о богах, справедливо заметил, что если бы быки, лошади и львы умели создавать произведения искусства, то изображали бы богов похожими на себя, т. е. в виде быков, лошадей, львов и т. д. Другие философы, задумываясь над происхождением мира, приходили к материалистическим выводам. Например, по предположению одного из них — Фалеса из города Милета, все произошло из воды. В V в. до н. э. в Афинах подвергся преследованиям философ Анаксогор, утверждавший, что солнце не бог, а раскаленный камень. Вершиной материалистического мировоззрения в древней Греции была гипотеза философа Демокрита о том, что весь мир состоит из сочетаний атомов.