Для чего нам нужна наука история


Все вы, юные читатели, изучаете в школе историю. В классе вам рассказывали о египетских рабах, строивших великие пирамиды, которые и до сих пор еще удивляют людей своими огромными размерами. Вы слышали о замечательной древнегреческой культуре, любовались на фотографиях величественными развалинами удивительных по красоте зданий, построенных греками. Некоторые из вас видели в музеях великолепные статуи, созданные греческими и римскими скульпторами. Вы восхищались героизмом Спартака, вождя крупнейшего восстания римских рабов, и подвигами Жанны д’Арк. Вас, конечно, интересовали события нового времени — такие, как Английская или Французская революция. Но с особым вниманием и волнением вы слушали рассказы и читали книги о недавнем прошлом нашей Родины: о таких событиях, как революция 1905 г., Февральская революция и свержение царизма в 1917 г. и особенно Великая Октябрьская социалистическая революция. Вы знаете, что эта революция положила начало новому периоду в истории всего человечества, периоду крушения капитализма и торжества социализма и коммунизма во всем мире.

Откуда же у нас эта уверенность, откуда мы знаем, что коммунистическое общество утвердится во всем мире? На этот вопрос и отвечает наука история, изучающая развитие человеческого общества с древнейших времен и до наших дней.

История не есть просто собрание рассказов о прошлых событиях и лицах. Как и всякая наука, история стремится открыть в своей области закономерности, законы развития человеческого общества. Как же узнать эти законы и можно ли вообще их открыть? Ведь в истории события и лица без конца сменяют друг друга, а люди действуют, сообразуясь как будто только со своими желаниями. Как же тут искать закономерности, которые не зависят от человеческой воли, от человеческих желаний? Люди долго думали над тем, чтобы в кажущемся хаосе исторических событий, фактов и деятельности отдельных лиц отыскать какой-то смысл и не только понять прошлое и настоящее, но и, если это возможно, заглянуть в будущее.

Почему рушатся одни государства, а другие процветают, почему исчезли некоторые народы под ударами завоевателей, почему погибли целые культуры и там, где когда-то была кипучая жизнь, теперь расстилается пустыня? На эти вопросы раньше отвечали так: это воля бога или богов; они наказывают одних и покровительствуют другим. Или еще проще: такова судьба! Так объясняли исторические события и в древности, и в средние века. Разница была лишь в том, что в древности говорили о многих богах, а в средние века — об одном боге. Понятно, что такое объяснение не могло долго удовлетворять человеческую любознательность.

Позже ученые начали утверждать, что историю делают «великие люди», которые ставят себе те или иные цели и стараются их осуществить. «Великие люди» заставляют-де народы действовать в желательном направлении. Но почему тот или другой исторический деятель ставил себе именно эти, а не какие-нибудь другие задачи и цели, почему одному удавалось достигнуть своих целей, а другой терпел неудачу — на это никто не мог ответить.

Были ученые-мыслители, которые объясняли ход истории распространением разумных идей, просвещения. «На историю, — говорит Энгельс, — они смотрели как на постепенное осуществление идей, разумеется, любимых идей каждого данного философа».

Правильное научное объяснение развития человеческого общества появилось позднее, чем были открыты законы в других науках. История стала настоящей наукой только тогда, когда наступила эпоха капитализма и появился пролетариат. Впервые законы развития общества были открыты вождями пролетариата К. Марксом и Ф. Энгельсом и развиты дальше В. И. Лениным. Изучая историю человеческого общества, классики марксизма-ленинизма пришли к выводу, что развитие общества зависит в первую очередь от того, как совершенствуется способ добывания средств к жизни — пищи, одежды, жилища и т. д. Человек должен работать при помощи орудий труда, должен уметь обращаться с ними, чтобы получить все необходимое для жизни. Но он трудится не один, а в обществе с другими людьми. И отношения между людьми в обществе в конечном счете зависят от степени совершенства орудий труда и умения человека пользоваться этими орудиями труда. Зависят эти отношения от того, кому принадлежат средства производства (всему обществу или отдельным лицам — рабовладельцам, феодалам, капиталистам).

Значение этого гениального открытия исключительно велико. В области истории были найдены закономерности, такие же как и в области естественных наук — наук о природе. Благодаря этому открытию люди могут теперь правильно понимать прошлое, правильно разбираться в настоящем и предугадывать пути дальнейшего развития человеческого общества.

В первобытном обществе человек имел в своем распоряжении палку и каменное орудие. Он не мог в одиночку брать от природы все, что ему было необходимо для жизни. Люди сообща охотились, ловили рыбу, поддерживали огонь в очаге, строили свои жилища. Наши предки, следовательно, вынуждены были жить вместе, работать коллективно, чтобы не погибнуть. Они сообща владели территорией, на которой жили и охотились. Позже люди научились обрабатывать землю, но и в своем несложном сельском хозяйстве они работали совместно и делили между собой плоды своего труда. Эту первую, простейшую ступень общественной жизни мы теперь, следуя учению марксизма-ленинизма, называем первобытнообщинным строем. В таком обществе все были равны и все свободны.

Но по мере того как совершенствовались орудия труда, положение стало меняться.

Наступило время, когда человек стал пользоваться такими орудиями труда, которые позволили ему получать некоторый излишек продуктов сверх необходимого для его жизни. Тогда у одних людей появилась возможность отбирать этот излишек у других. Легче всего это было сделать, заставив людей работать на себя. Поэтому пленных, должников, преступников и т. п. стали обращать в рабов. И общество мало-помалу изменилось: в нем наряду со свободными людьми появились рабы. Так возникло рабовладельческое общество. Рабы стали выполнять всю тяжелую физическую работу, а свободные люди начали презирать физический труд и считать его унизительным. Рабы ненавидели работу на господ и старались сбросить с себя иго рабства. При первобытнообщинном строе, где все были равными и свободными, не могло быть ни классов, ни классовой борьбы. Теперь в обществе появилось два враждебных класса, готовых вступить в борьбу друг с другом: класс эксплуататоров—рабовладельцев и класс эксплуатируемых — рабов. Чтобы сохранить рабовладельческий порядок, господствующему классу понадобились армия, полиция, суд и другие средства принуждения рабов к покорности. Так появилось государство эксплуататоров, которое заставило трудящихся повиноваться господам и работать на них. В различные периоды истории государство эксплуататоров обслуживало интересы рабовладельцев, потом феодалов и, наконец, капиталистов.

Классики марксизма-ленинизма установили, что развитие общества происходило по ступеням: от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от него к феодализму и затем к капитализму, для которого характерно бурное развитие техники и появление огромного класса наемных рабочих (пролетариев). С развитием капитализма растет и крепнет рабочий класс — могильщик этого строя. Историческая роль пролетариата состоит в том, что он не может добиться своего освобождения, не освободив всех трудящихся от гнета эксплуататоров. Маркс, Энгельс и Ленин установили, что все человечество неизбежно идет через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата к построению социалистического общества, а в дальнейшем — к коммунизму. Переход от одной ступени общественного развития к другой в обществе, разделенном на враждебные классы, совершается путем классовой борьбы и революций. В результате буржуазных революций утвердился капиталистический строй. Великая Октябрьская социалистическая революция была первой революцией пролетариата, положившей начало новому общественному строго — социалистическому. В этом ее всемирно-историческое значение. Рабочий класс России в союзе с трудовым крестьянством под руководством партии большевиков во главе с В. И. Лениным захватил власть в свои руки и начал строить социалистическое общество, в котором нет эксплуатации и, следовательно, нет враждебных классов.

Социализм, неизбежность которого была научно предсказана Марксом и Энгельсом, социализм, план построения которого был начертан Лениным, стал в Советском Союзе реальной действительностью.

Социалистическое общество постепенно переходит к коммунистическому с его принципом: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Неотвратимый ход исторического развития приводит к торжеству коммунизма во всем мире. Правильность этих основных положений марксизма-ленинизма подтверждается всем ходом истории человечества и событиями нашего времени.

В течение некоторого времени СССР был единственной социалистической страной. Социалистические революции в странах Европы и Азии привели к образованию мировой социалистической системы (см. т. 9 ДЭ). Крупнейшим событием мировой истории была победа революции в Китае. В наши дни национально-освободительное движение в колониях, ликвидируя колониализм, нанесло страшный удар по империализму.

Победа национально-освободительных революций — самое важное явление после образования мировой системы социализма. Благодаря существованию мировой социалистической системы, освободившиеся от колониального гнета народы могут в своем развитии миновать мучительный и длительный период капитализма. Перед молодыми национальными государствами открыты пути некапиталистического развития. На мировой арене всё более проявляется перевес сил социализма над империализмом.

Основное содержание нашей эпохи составляет переход от капитализма к социализму. Мировая социалистическая система превратилась в решающую силу развития человеческого общества. Никакие происки империализма не могут повернуть развитие истории вспять. В мире заложены прочные основы для дальнейших решающих побед социализма. XXII съезд КПСС принял программу построения коммунизма в нашей стране. В ближайшие два десятилетия в СССР будет в основном построено коммунистическое общество. Построение коммунизма в СССР будет величайшей победой человечества за всю его многовековую историю. Полная победа коммунизма во всем мире неизбежна. Все это свидетельствует о великой научной силе и действенной роли творческого марксизма-ленинизма.

Вот почему Коммунистическая партия Советского Союза ставит задачей воспитание всего населения в духе научного коммунизма, добиваясь, чтобы трудящиеся овладевали идеями марксистско-ленинского учения, глубоко понимали ход и перспективы мирового развития, правильно разбирались в событиях внутри страны и на международной арене, сознательно строили жизнь по-коммунистически.

Буржуазная историческая наука в наши дни в страхе перед неизбежным крушением капитализма старается доказать, что капиталистический строй вечен и всегда существовал, что история не знает никаких законов и является не наукой, а лишь своеобразным видом литературы.

В этом томе рассказывается очень кратко об истории человечества от первобытнообщинного строя до Великой Октябрьской социалистической революции в России.

В книге говорится о событиях, происшедших сотни тысяч лет назад и совсем недавно, современниками которых были ваши дедушки и бабушки.

Без знания прошлого нельзя понять настоящего и совершенно невозможно правильно представить себе будущее.

Читая этот том, вы узнаете, что труд создал человека. Без труда не может существовать никакое человеческое общество. В обществе с враждебными классами люди, создававшие все материальные и культурные ценности, жили в тяжелых, недостойных человека условиях, и всеми благами жизни пользовалось господствующее меньшинство населения. Но люди труда никогда не мирились с рабским положением и вели упорную борьбу за улучшение своей жизни. Поэтому вся прошлая история человеческого общества, от рабовладельческого до социалистического строя, была историей борьбы классов. Подлинным творцом истории является народ, Этим вопросам и посвящены многие страницы нашего тома.

Обязательно ли читать эту книгу подряд, страница за страницей? Нет. Так же, как и предыдущие тома ДЭ. Тот, кто любит историю, вероятно, будет читать весь том. Можно знакомиться с отдельными статьями по интересующим вас вопросам или находить в книге необходимые справки, готовясь к урокам, экзаменам, занятиям в историческом кружке, можно также использовать этот том для самообразования.

Мы советуем читателям внимательно отнестись к «Справочному отделу». Это своеобразный «ключ» ко всей книге. В нем есть словарь-указатель исторических событий, имен исторических деятелей и терминов (понятий), упомянутых в нашей книге, здесь указаны страницы, на которых вы можете о них прочитать.

Если вам понадобится узнать дату какого-либо важного события всемирной истории, то посмотрите хронологические таблицы. В статье «Что читать по истории» вы можете получить сведения о книгах по интересующим вас вопросам.

Составители тома и авторы статей надеются, что наши читатели полюбят историю и заинтересуются этой увлекательной наукой, без знания которой не может обойтись ни один культурный человек, а тем более советский человек — строитель Коммунизма.