Древняя Ольвия


Царь скифов Скил возвращался в Ольвию. Около главных, северных ворот он оставил провожавших его воинов, а сам вошел в город. Скил спешил скорее попасть к себе в дом, где он смог бы, наконец, снять постылые ему скифские одежды. Скил был поклонником всего греческого. В Ольвии у него был дом, построенный по типу греческих: внутренний двор с колоннами, украшенный мраморными статуями львов и грифонов.

Вокруг двора располагались жилые и хозяйственные помещения. Стены парадных комнат дома украшала художественная роспись.

Одевшись, как обычно одевались эллины, в хитон и гиматий, Скил направился в центр города на агору — площадь, где была сосредоточена деловая жизнь, происходили богослужения и празднества. Он спешил принять участие в праздновании в честь бога виноделия Диониса — дионисии.

Агору с запада и востока окаймляли ряды лавок. В северной части агоры находились храмы, священная роща, перед храмами курились жертвенники. Жители Ольвии высоко чтили своих богов, но особенно они почитали Аполлона — бога солнца, покровителя искусства. Стройные колонны окружали здание храма Аполлона, стоявшего на небольшом возвышении. Перед храмом возвышался алтарь, на котором приносили жертву богам.

На агоре созывались и народные собрания для обсуждения важных вопросов жизни города, выбирался ежегодно совет, коллегии архонтов (правителей) и стратегов (военачальников), которые непосредственно управляли городом. Но далеко не все жители города участвовали в народных собраниях. Женщины, иностранцы и рабы не имели права участвовать в политической жизни города.

Через агору проходила главная и самая широкая улица города, от северных ворот к югу параллельно и под прямым углом к ней шли другие улицы. Особенно хорошо с агоры была видна нижняя часть города, примыкавшая к берегу реки. На склоне между верхним и нижним городом был расположен театр, в котором во время дионисии зачитывались декреты (постановления), отмечавшие особые заслуги отдельных граждан перед городом. В нижней части города находилась шумная гавань, куда купцы привозили разнообразные товары из Греции и других стран. Купеческие корабли уходили в обратный путь, нагруженные пшеницей, рабами, изделиями искусных ремесленников.

Откуда мы знаем обо всем этом? О скифском царе Скиле, который любил греческую культуру и поклонялся греческим богам, за что и был убит скифами, рассказал историк Геродот (V в. до н. э.), посетивший Северное Причерноморье. От него нам стало известно, что скифы жестоко карали каждого, даже царя, за отказ от своих обычаев. Все остальное мы узнали из археологических раскопок, из надписей, которые были найдены в Ольвии.

В течение почти всего XIX в. ученые много раз проводили раскопки в Ольвии, но систематически и планомерно эта работа проходила с 1901 г. под руководством выдающегося русского археолога Б. В. Фармаковского. Он первый ввел послойный метод исследования городов, благодаря которому, постепенно углубляясь, можно было прочитать историю города, начиная с позднейшего его периода до самого древнего. Благодаря работам Б. В. Фармаковского и его учеников, советских археологов, история Ольвии почти полностью восстановлена.

Ольвия была основана в начале VI в. до н. э. греками — выходцами из малоазиатского города Милета. Жители назвали свой город Ольвией, что означало на древнегреческом языке «счастливая». Город быстро рос и богател, чему способствовали плодородие окружающих его земель, изобилие рыбы в реках и заливах и усиленная торговля со скифами, жившими вокруг Ольвии. Период расцвета города относится к V—III вв. до н. э.

Но уже во второй половине IV в. до н. э. Ольвия подверглась тяжелым испытаниям. В это время войско Александра Македонского под начальством полководца Зопириона со всех сторон осадило город. В Ольвии начался голод, вызвавший волнения бедной части населения, иностранцев и рабов. Толпы недовольных собирались на агоре и требовали обеспечить их хлебом, облегчить положение должников, уравнять всех в политических правах. Недовольство было так велико, что толпа разрушила общественные здания, алтарь, храм. Городским старшинам пришлось пойти на уступки: освободить рабов, предоставить права гражданства иностранцам и уменьшить долговые обязательства. Благодаря этим мерам удалось объединить все слои населения на борьбу с врагом и отстоять город от натиска македонских войск.

После этого Ольвия снова процветала. Территория города расширилась. Ольвию окружили мощной системой крепостных стен для защиты от внешних врагов. Заново отстроили агору. Площадь выровняли и замостили черепками, с запада и востока агоры выстроили торговые ряды. На месте разрушенного алтаря появился новый, облицованный мраморными плитами. Построили новый храм, еще больших размеров, чем прежний. Весь город подвергся строгой перепланировке. Появилось большое количество новых богатых домов, украшенных колоннами, скульптурой, мозаикой и т. п.

Богатства Ольвии росли с расширением торговых связей, развитием разнообразных ремесел и земледелия.

Ольвия вела оживленную торговлю со скифами, с малоазиатскими греческими городами. Но уже в III в. до н. э. в Северном Причерноморье появляется сильное скифское государство, угрожающее могуществу Ольвии. Временами Ольвия попадает под власть скифов (см. стр. 68). Но не только от войн страдало население города.

Участились неурожаи, и населению города приходилось голодать. Правители Ольвии, опасаясь восстаний, все чаще обращались за содействием к богатым гражданам. Благотворительная деятельность богачей отмечалась в декретах. Текст их высекали на мраморных плитах и помещали на специальных подставках — постаментах — на агоре. Из этих документов, найденных при раскопках, мы и узнали о тяжелом положении Ольвии во II в. до н. э. Так, в декрете в честь богатого гражданина Протогена сообщается, что государственная казна истощилась, священные сосуды заложены ростовщикам, в городе царит голод и «все находится в упадке вследствие войн и неурожаев». И далее говорится, что «в стране случилось много и других печальных событий: все рабы и пограничные миксэллины... были совращены врагами, выселились многие иностранцы и немалое количество граждан».

Катастрофа разразилась в середине I в. до н. э., когда геты (северо-фракийские племена, жившие по нижнему Дунаю) напали на город и разрушили его. Много жителей было убито, часть населения бежала в соседние города. Жизнь в Ольвии почти замерла. Лишь спустя некоторое время при содействии скифов, которые были заинтересованы в возобновлении торговых связей, город вновь начинает отстраиваться. Однако удар, нанесенный гетами, был настолько силен, что Ольвия никогда уже не могла достичь прежнего величия. Значительно сократилась территория города. Вся северная его часть опустела и позднее превратилась в кладбище, агора была разрушена, ее место заняли ремесленные мастерские и ямы-зернохранилища.

В середине II в. н. э. в Ольвию вступили римские войска, а в конце этого века Ольвия была полностью включена в состав римских владений.

В III в. н. э. усилились набеги племен из восточных районов Причерноморских степей. В связи с этим римские войска были вынуждены покинуть Ольвию. В середине III в. н. э. Ольвию захватили и разгромили кочевники, после чего ее история нам почти неизвестна. Мы знаем только, что к концу IV в. н. э. жизнь в Ольвии, одной из богатейших греческих колоний в Северном Причерноморье, окончательно замерла. Город опустел. Постепенно разрушались дома и крепостные стены. Ветер заносил развалины пылью и песком.

Со временем Ольвия исчезла с лица земли. И только опытный глаз археолога еще до раскопок смог по очертаниям холмов и оврагов определить, где находятся руины когда-то богатого и оживленного древнего города.