Скифские курганы


Скифы — древние племена, жившие на территории Юга нашей страны. В VII — III вв. до н. э. скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Это была группа племен, родственных по культуре и языку. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были кочевниками-скотоводами. В скифском племенном союзе господствующее положение занимали кочевники — царские скифы. Им были подвластны все остальные племена. Во главе племени царских скифов стояли наследственные вожди, которых греки называли царями.

Неполные и отрывочные сведения о скифах сохранились в трудах древнегреческих и римских авторов. Наиболее подробно рассказано о скифах в IV книге «Истории» Геродота, греческого историка, жившего в V в. до н. э. Ценные материалы, существенно дополнившие письменные источники, были получены благодаря археологическим раскопкам скифских поселений и особенно курганов — могильных насыпей.

Геродот ярко и красочно описал обряд похорон вождей царских скифов — царей. Кладбище скифских царей, по Геродоту, находилось в местности Геррос, где-то в районе Днепровских порогов Г После смерти царя в этой местности рыли большую четырехугольную могилу. Покойника бальзамировали: извлекали внутренности, заполняли пустоты ароматическими травами и намазывали труп воском. Затем на траурной колеснице покойника возили по всем подвластным ему племенам. Скифы в знак траура отрезали себе часть уха, расцарапывали рот иное, протыкали стрелами левую руку.

После того как траурная процессия объезжала все подвластные племена, царя хоронили. Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе с царем хоронили одну из его жен, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, коней, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Через год вокруг кургана расставляли 50 чучел княжеских коней, насаженных на колья, с убитыми слугами.

Когда умирал рядовой скиф, то покойника везли лишь к родственникам и друзьям. Каждый из них устраивал поминки. Этот обряд длился в течение 40 дней, после чего происходили похороны.

Многое из того, о чем писал Геродот, подтверждено археологическими данными. На обоих берегах реки Днепра, недалеко от города Никополя, находятся знаменитые царские курганы скифов. Наиболее известные из них — Чертомлык, Солоха и Мелитопольский. Большинство царских скифских курганов относится к IV—III вв. до н. э. — периоду наибольшего экономического и политического могущества скифов. К этому времени у них возросло имущественное неравенство и усилилась царская власть.

Курганы скифской знати представляют собой огромные земляные насыпи высотой до 20 м и диаметром основания более 200 м.

Погребальные сооружения состоят из глубокого колодца — входа и коридоров с подземными нишами-камерами. Знатных скифов клали в могилы в богатом уборе. На покойника надевали массивные золотые шейные гривны, бусы, золотые серьги, браслеты. Одежда, головной убор, погребальное покрывало были обшиты золотыми бляшками с различными изображениями. В могилу мужчин-воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами, положенными в специальный футляр (горит), оправленный золотой пластиной, бронзовые панцири, пояса, шлемы.

В специальных нишах ставили золотые и серебряные сосуды для питья. В большие бронзовые котлы клали пищу для покойников: часть туши лошади или коровы.

В царских курганах, таких, как Чертомлык и Солоха, найдены погребения насильственно умерщвленных людей — жены царя, дружинников, слуг. С этими близкими к царю людьми также клали в могилу много имущества. Недалеко от царских гробниц обнаружены погребения конюхов, а рядом с ними в специальных ямах — захоронения лошадей. Это были верховые кони царя: на уздечках у них золотые, серебряные и бронзовые украшения. Встречаются в царских скифских курганах остатки погребальных колесниц и упряжных коней, на которых возили повозку с трупом царя.

Часть предметов, найденных в погребениях скифских царей и знати, сделана скифами, но многие вещи изготовлены греческими мастерами, жившими в греческих колониях — городах Северного Причерноморья.

Особенно интересны для историка предметы, на которых изображены картины из жизни скифов: военные эпизоды, сцены быта или охоты.

Скифы поставляли в греческие города Северного Причерноморья зерно, шкуры, скот, рабов и в обмен на них получали ювелирные изделия, вино, масло и т. п. Барыши от торговли с греками составляли важную статью доходов скифской знати.

Курганы рядовых скифов — небольшие земляные холмики высотой до 1 м. Внутри вырыт колодец с небольшой катакомбой — нишей для покойника. В погребениях простых скифов нет дорогих греческих вещей, золотых сосудов и украшений. Но и здесь для покойников оставляли мясо, а рядом клали нож с костяной рукояткой. В мужских погребениях встречается оружие, а в женских — незатейливые недорогие украшения и орудия труда.

Скифы-кочевники жили в кибитках или в войлочных переносных юртах. Глиняные модельки скифских кибиток были найдены при раскопках, а изображения скифских юрт — в одном из склепов в Керчи. Следов от поселений кочевников не сохранилось. Зато археологам хорошо известны неукрепленные поселения земледельческих племен скифов, особенно в окрестностях города Ольвии и по нижнему течению Днепра.

Геродот отмечал отсутствие укрепленных поселений у скифов. И действительно, первое значительное укрепленное городище у них появилось только в конце V в. до н. э., т. е. позже того времени, когда Геродот путешествовал по земле скифов.

Это городище находилось на левом берегу Днепра, на землях современных сел Каменки и Большой Знаменки, Запорожской области. Оно занимало огромную площадь — около 12 км — и было обнесено земляным валом и рвом. По гребню вала в древности шла кладка из сырцового кирпича. В южной части городища было сооружено дополнительное укрепление — цитадель, последнее убежище в случае нападения врагов; вместе с тем цитадель была и наиболее богатой частью городища: здесь жила скифская знать. В IV—III вв. до н. э., т.е. в ту эпоху, к которой относятся курганы, городище было главным ремесленным, а возможно, и политическим центром всей Скифии. Здесь изготовляли железные орудия труда, предметы конского убора, бронзовые наконечники стрел и различные украшения. Изделия ремесленников-металлургов были предназначены не только для жителей городища, но и для широкой продажи.

К концу III в. до н. э. территория, занятая скифами, значительно сократилась. С запада скифов оттеснили фракийские племена, пришедшие с Балканского полуострова, из-за Дона в степи Северного Причерноморья продвинулись сарматы. Во владении скифов остались лишь степной Крым и небольшой район по Нижнему Днепру и Бугу. Под натиском сарматов центр скифского царства был перенесен с Нижнего Днепра в Крым. Столицей стал город Неаполь на реке Салгире (на восточной окраине современного Симферополя). Эта так называемая «Малая Скифия» просуществовала до конца III в. н. э.

В это время происходят значительные изменения в хозяйстве и культуре скифов. Основным занятием большинства скифских племен стало земледелие. Продажа хлеба греческим городам Северного Причерноморья приносила большую часть доходов скифской знати. Видя, как выгодна заморская торговля для греческих городов, скифы не раз пытались захватить эти города.

В культуре поздних скифов сильно стало сказываться греческое влияние, с одной стороны, и воздействие сарматских племен — с другой. Под влиянием сарматов изменилось вооружение (появились длинные мечи и копья), отдельные предметы быта и украшения скифов. Город Неаполь по образцу греческих городов был укреплен мощной оборонительной стеной с башнями. В нем построили частные и общественные каменные здания, на площади поставили статуи. Представителей царского рода стали хоронить в каменном мавзолее, построенном у городской стены Неаполя, а рядовых скифов — на кладбище недалеко от города.

Частые войны скифов с греческими городами и военные столкновения с сарматскими племенами, продвигавшимися на запад, сильно ослабили скифское царство. В конце III в. н. э. скифское царство было завоевано германскими племенами (готами и другими), пришедшими из Прибалтики. Скифы были частично уничтожены, частично слились с пришлыми племенами. На рубеже V—VI вв. н. э. на части территории, ранее занятой скифами, расселились славянские племена (см. стр. 213).