Великие пирамиды


Около 5 тыс. лет назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце IV тысячелетия до н. э. правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, против того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г. до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя греческие историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.

Египетская земля славилась своим плодородием, а населявший ее народ — исключительным трудолюбием. Миллионы земледельцев собирали щедрые урожаи зерна, фруктов и овощей и значительную часть сдавали царским сборщикам. Тех, кто пытался что-нибудь скрыть от взора фараоновых слуг, жестоко избивали пальмовыми ветвями.

Скотные дворы фараона были переполнены коровами и козами, ослами и свиньями, а дворцовые птичники — бесчисленными стаями гусей и уток. Царю принадлежали золотые и медные рудники и каменоломни, где изнемогали от непосильного труда военнопленные, обращенные в рабство. В руках фараонов сосредоточивались огромные богатства и неограниченная власть.

Предшественники Хеопса тратили свои богатства не только на придворную роскошь и величественные гробницы — пирамиды, которые должны были увековечить имена грозных правителей. Их рабы воздвигали плотины, прорывали каналы, устраивали шлюзы, чтобы равномерно распределять воды Нила для орошения полей. Благодаря этому с полей Египта снимались высокие урожаи, что приносило фараонам новые и новые доходы.

Хеопс же думал только о том, чтобы прославить себя. Льстивые и хитрые жрецы говорили ему: «Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем, — это гостиницы. Подлинное жилище человека — гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гробнице». И Хеопс решил сократить по возможности государственные расходы, а большую часть своих доходов, получаемых с закабаленного сельского населения, тратить на создание гробницы, которая будет во много раз выше и величественнее всех прежних царских гробниц. Он стремился внушить своим подданным мысль о вечном существовании и незыблемости могущества и власти фараона.

Чужеземных рабов не хватало, и к работам стали привлекать земледельцев-египтян. Фараон велел выбирать для работы самых крепких и выносливых. Каждый земледелец должен был отработать на строительстве пирамиды треть года. В столицу Мемфис, по словам греческого историка Геродота, жившего в V в. до н. э., согнали до 100 тыс. человек. Кормили их черствыми лепешками, сушеной рыбой, чесноком и редькой. Многие умирали от истощения и болезней, но на смену им гнали все новых и новых...

Первые десять лет ушли на подготовительные работы. Прокладывали удобный путь к месту стройки, избранному на западном берегу Нила (около предместья современного города Каира по названию Гизе), рыли подземные тайники и закладывали фундамент. А в каменоломнях к востоку от Нила скалывали глыбы известняка и перевозили их на западный берег. После этого 20 лет строилась гигантская каменная пирамида. Она была завершена в 31-й год правления царя.

2 млн. 300 тыс. каменных глыб весом 2,5 т каждая были гладко обтесаны медными орудиями (железных орудий в то время еще не было) и плотно прилажены друг к другу.

Высота пирамиды достигала 280 локтей (около 147 м), т. е. примерно высоты современного пятидесятиэтажного дома. Обтесанные плиты были уложены с таким совершенством, что в шов между ними нельзя просунуть даже иголку. Вход в пирамиду находился на северной стороне. Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру (10х5х5 м), в которой был установлен царский гроб — саркофаг. К сожалению, он не сохранился до нашего времени, но предполагают, что он был высечен из камня. Боковой коридор вел в склеп царицы.

Хеопс добился своей цели, хотя трудовой народ роптал и даже рабовладельческая знать была недовольна чрезмерными затратами, истощавшими страну.

После смерти царя верные слуги выполнили все, что предписывалось старинными обычаями. Они вскрыли труп царя, извлекли мозг и внутренности, продержали тело 70 дней в соленой воде, залили душистой смолой и обернули готовую мумию погребальными пеленами. Египтяне верили, что возможно воскрешение мертвых. Они считали, что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и всех знатных рабовладельцев. Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников, с которыми властитель делился своими безмерными доходами. Владельцы богатых поместий и роскошных домов хотели и после смерти отличаться от простых людей. Бедняков же просто завертывали в циновку и зарывали.

Саркофаг с мумией царя положили на огромные салазки, запрягли быков и погнали их на запад, где, по учению жрецов, находился вход в загробный мир. Плакальщики и плакальщицы оглашали воздух дикими воплями. Жрецы закололи в жертву душе умершего быков и гусей. Царскую мумию поместили внутри пирамиды и вход в гробницу замуровали.

Во время одного из восстаний, подробности которого нам неизвестны (в Египте их происходило немало), мумия была выброшена из склепа и бесследно исчезла.

От повелителя, построившего себе величайшую пирамиду, которую в древности причисляли к «семи чудесам света» (см. стр. 36), не осталось и следа, но грандиозное здание, созданное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит уже пятое тысячелетие и мало изменилось от времени. Только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, так что пирамида понизилась на 9 м.

В 1953 г. египетские археологи Заки Нур и Кемаль аль Малах откопали среди песков невдалеке от пирамиды тайник на глубине 17 м, перекрытый каменными блоками. Внутри оказалась огромная деревянная ладья фараона в 35 м длины с двумя рядами весел. Египетские жрецы изготовили эту ладью, чтобы царственный покойник мог поплыть в ней после смерти по небесным волнам в далекое царство мертвых.

На следующий год другой египетский археолог, Гонейм, разыскал новую пирамиду — фараона Хесемхета, жившего за сто лет до Хеопса. Пирамида, к счастью, была нетронутой. Ни один грабитель в нее не проник. Во внутренней камере находился алебастровый гроб, очень хорошо сохранившийся, но, к великому разочарованию ученого, он оказался пустым. У древних египтян существовал обычай строить ложные гробницы (кенотафы). Предполагают, что пустой гроб был запасным, на случай, если душа умершего захочет для разнообразия покинуть постоянную гробницу и переселиться в другую.

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Жрецы внушали народу, что и после смерти фараон останется властителем и на него будут работать толпы слуг. Египетская религия учила, что бедняки и рабы не имеют никакой надежды на счастливую жизнь даже в загробном мире. Только фараоны и вельможи будут блаженствовать после смерти так же, как и при жизни. В загробном мире, по представлению египтян, существует такое же неравенство, как и на земле: одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.