Джон Браун


В середине XIX в. в США развернулось народное движение против рабства — позорного, бесчеловечного угнетения негров в южной части страны, в рабовладельческих штатах (см. стр. 382). Это движение выдвинуло немало славных борцов и героев. Одним из наиболее выдающихся борцов за освобождение негров был Джон Браун.

Джон Браун родился в 1800 г. в семье фермера в свободном штате Огайо. Мальчиком он дружил с индейскими ребятами, которые жили неподалеку, и даже умел говорить на языке индейцев племени шауни. В семье Браунов отсутствовали расовые предрассудки, и маленький Джон не мог себе представить, что человека можно угнетать или презирать только потому, что цвет его кожи небелый.

Когда Джону было 12 лет, ему довелось проезжать через рабовладельческий штат. Он остановился в доме плантатора. Хозяин принимал гостей. Случилось так, что негритянский мальчик-слуга нечаянно пролил ликер на костюм одного из гостей. Плантатор схватил хлыст, и на несчастного слугу посыпались удары. Маленький негр дрожал от боли и ужаса. В порыве возмущения Джон бросился к плантатору и вырвал хлыст... С минуту плантатор и мальчик пристально смотрели в глаза друг другу. Потом хозяин принужденно рассмеялся и попытался обратить происшедшее в шутку. С этого дня Джон Браун поклялся отдать все силы на борьбу против рабства, делающего одного человека полновластным хозяином другого. До последнего дня жизни он остался верен своей отроческой клятве.

Позднее, когда Джону Брауну было 20 лет, в дверь его дома однажды ночью постучал беглый раб из Виргинии. Джон спрятал беглеца в сарае, а сам всю ночь простоял на страже и потом переправил негра в безопасное место. Так началась борьба Джона Брауна с рабством.

Впоследствии, когда семья Браунов переехала в небольшой городок Кроуфорд в рабовладельческом штате Виргиния, Джон Браун принял еще более деятельное участие в борьбе против рабства, еще больше сблизился с угнетенными неграми. Он приглашал их в гости, собирался открыть школу для негритянских детей, что было совершенно неслыханно в рабовладельческих штатах, тайно помогал беглым рабам добираться до безопасных мест. Вокруг Брауна росла стена враждебности: рабовладельцы готовили над ним расправу. Джону пришлось вернуться в северные штаты. Но и здесь он не прекращал борьбы, в которую теперь включилась вся многочисленная семья Брауна, все его сыновья и дочери.

Суровый и непреклонный человек, Джон Браун был страстно предан идеалам равенства людей всех рас, с мучительной болью переживал он страдания, на которые были обречены негры-рабы. Он видел, что, несмотря на борьбу аболиционистов (см. стр. 380) и на сопротивление самих негров, рабство продолжало существовать и миллионы черных невольников все еще томились под невыносимым гнетом. Браун понимал, что необходима вооруженная борьба с рабовладельцами. И со свойственной ему решительностью и последовательностью он пришел к мысли поднять всеобщее восстание рабов США.

Браун решил совершить с группой своих сторонников рейд на рабовладельческую территорию, чтобы побудить рабов к восстанию. Первым объектом нападения Браун избрал городок Гарпере-Ферри, расположенный в 57 милях от Вашингтона. Здесь находился арсенал, где хранилось более 100 тыс. ружей.

Браун сознавал, что его выступление может закончиться неудачей, что он, вероятно, погибнет в этой борьбе, но он готов был принести в жертву свою жизнь, чтобы ускорить падение чудовищной системы рабства.

Выступление было первоначально назначено на 24 октября 1859 г., но начать его пришлось раньше: правительству был послан донос о готовящемся восстании. В ночь на 16 октября Джон Браун с небольшим отрядом в 22 человека (из них 5 негров) двинулся на город Гарпере-Ферри и захватил арсенал. К следующей ночи весь город находился под контролем отряда Брауна.

Джон Браун надеялся, что его выступление послужит сигналом для всеобщего восстания рабов, однако поход оказался недостаточно подготовленным. Соратники Брауна из других мест не успели вовремя подойти, а рабы в большинстве случаев ничего не знали о готовящемся рейде. Оставшись без поддержки, отряд Брауна, расположившийся в пожарном сарае при паровозном депо, был окружен и атакован регулярными войсками. В течение почти целого дня отряд героически отбивал атаки хорошо вооруженных войск, превосходивших его по численности более чем в сто раз. Только после ожесточенного сражения, когда 9 человек из отряда было убито (в том числе трое сыновей Джона Брауна), Браун сложил оружие. Шесть человек вместе с Брауном были взяты в плен.

Через неделю в Чарлстоне состоялся суд. Джона Брауна внесли в зал суда на носилках, так как он был тяжело ранен и не мог идти. Суд плантаторов-рабовладельцев приговорил Брауна и его товарищей к повешению. В своей последней речи на суде Браун открыто заявил, что у него была одна цель— освободить рабов. Он сказал, что с радостью готов отдать свою жизнь, лишь бы в Соединенных Штатах скорее было уничтожено рабство и воцарилась справедливость. Джон Браун, закованный в цепи, 42 дня провел в чарлстонской тюрьме. 2 декабря 1859 г. его казнили. Браун встретил смерть с исключительным мужеством.

Казнь Джона Брауна вызвала возмущение во всем мире. Во многих городах Америки день его казни был объявлен днем траура. Расправа над Брауном приблизила кризис, который разразился в США в 1861 г. Продолжая славное дело, начатое Джоном Брауном, войска северян во время гражданской войны 1861—1865 гг. (см. стр. 382) шли в бой с его именем на устах. «Джон Браун лежит в земле сырой, но дух его ведет нас в бой», — пели солдаты.

Джон Браун был и остается одним из самых светлых, передовых деятелей в истории США.

 

«ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА»

Роман американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» вышел в свет в 1852 г. Он имел небывалый для своего времени успех. Сила этой книги заключалась в её жизненной правде, в страстном осуждении рабовладельческих порядков в США. Книга Бичер-Стоу вдохновляла на борьбу с рабством.

В 1861 г. в США началась гражданская война. Однажды Гарриет Бичер-Стоу встретилась с президентом Линкольном. «Так это вы — та маленькая женщина, которая вызвала эту большую войну», — с улыбкой пошутил президент, приветствуя писательницу. Линкольн хотел этим показать, как высоко он ценит книгу, которая помогла людям бороться за свободу.