«Манифест Коммунистической партии» — учение научного коммунизма


В октябре 1847 г. Маркс и Энгельс, выполняя партийное поручение Союза коммунистов, приступили к работе над «Манифестом Коммунистической партии» — документом, в котором они подробно изложили основные взгляды, цели и задачи борьбы новой, пролетарской организации.

«Манифест Коммунистической партии» вышел в свет в конце февраля 1848 г. в Лондоне. Это событие совпало с началом революции, охватившей сначала Францию, а за ней и другие европейские страны (см. стр. 364). «Манифест» был вскоре переведен с немецкого языка на французский, польский, итальянский, датский, фламандский, шведский. На русский язык «Манифест» был впервые переведен в 1869 г. В 1882 г. он вышел в переводе Г. В. Плеханова (см. стр. 539). «Манифест» издавался более тысячи раз на многих десятках языков мира. Все коммунисты, все стремящиеся усвоить коммунистические взгляды люди читают «Манифест».

Текст знаменитого документа, когда он был опубликован впервые, составил 23 страницы. Но «эта небольшая книжечка, — писал В. И. Ленин, — стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих нор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира».

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс доходчиво, ярко и последовательно изложили учение научного коммунизма.

Не случайно это учение возникло в 40-х гг. XIX в., когда в передовых странах Европы пролетариат вырос и начал подниматься на борьбу против жестокой эксплуатации, безработицы и нищеты, на которые обрекал его капиталистический строй. У рабочих постепенно возникла потребность понять свои коренные интересы, цели и пути борьбы с капиталистами.

В то время было немало мечтателей, считавших, что достаточно убедить королей и богачей-капиталистов в несправедливости существующего строя и они помогут создать на земле благополучие для всех. Так полагал, например, утопист Фурье (см. стр. 353). Он и другие социалисты-утописты рисовали картины прекрасного будущего человечества, когда все люди будут равны, когда исчезнут угнетение и нужда. Защитники капитализма возражали им: социализм — это сказка, пустая выдумка; капитализм вечно будет существовать на земле. Социалисты-утописты не могли доказать, что социализм неизбежно придет на смену капитализму, не знали, каким путем добиться победы коммунизма.

Маркс и Энгельс впервые научно доказали, что социализм и его высшая стадия — коммунизм — это не выдумка мечтателей, а неизбежный результат и конечная цель развития человеческого общества. Маркс и Энгельс показали, что не благожелательные попытки отдельных личностей, а законы истории, классовая борьба организованного пролетариата избавят человечество от гнетущих его бедствий и приведут к торжеству коммунизма.

Те выводы, к которым пришли Маркс и Энгельс в «Манифесте», явились величайшим научным и революционным открытием. Теперь идеи «Манифеста» усвоены сотнями миллионов людей и воплощаются в жизнь.

Господствующие классы с дикой ненавистью встретили коммунистическое учение, старались оболгать его и извратить, яростно преследовали его сторонников.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс впервые открыли, что история всех основанных на эксплуатации обществ была историей борьбы классов. В древнем мире шла ожесточенная борьба между рабами и рабовладельцами; при феодализме — между помещиками-феодалами и крепостными крестьянами. Когда феодальный строй превратился в тормоз, в оковы для развития производства и торговли, он был уничтожен буржуазными революциями. Так в наиболее развитых в промышленном отношении странах установился капиталистический строй. При капитализме классовые противоречия еще больше обострились, общество раскололось на два враждебных лагеря, на два основных класса — буржуазию и пролетариат.

Придя к власти, буржуазия ценой жестокой эксплуатации рабочих добилась больших успехов в развитии техники и производства, чем все предшествующие поколения. Появились машины в промышленности и на транспорте, стали применять силу пара, были проложены железные дороги, создан электрический телеграф и т. п. Однако капиталистическое производство, как было доказано в «Манифесте», таит в себе неразрешимые противоречия. При капитализме предприятия становятся все крупнее и крупнее. На них сосредоточиваются огромные массы рабочих. Производство приобретает общественный характер. Но все, что производится рабочими, — частная собственность капиталистов.

В погоне за наживой каждый капиталист стремится произвести как можно больше товаров и в то же время снизить заработную плату рабочим. Рабочие обречены при капитализме на нищенское существование. Поэтому периодически возникают опустошительные кризисы перепроизводства. Во время кризисов товаров много, но широкие массы населения не в состоянии их покупать. Товары залеживаются на складах, фабрики и заводы останавливаются, рабочих выбрасывают на улицу. Капиталисты уничтожают часть произведенных товаров, сокращают производство. Происходит гигантское разрушение производительности сил, безработица, обнищание трудящихся. Кризисы говорят о том, что капиталистический строй с бесплановостью производства, с нищетой народных масс становится препятствием, тормозом для дальнейшего развития общества. Как в свое время на смену феодальному строю, мешавшему прогрессивному развитию общества, пришел капиталистический строй, так на смену капитализму приходит социализм.

Маркс и Энгельс показали обреченность капиталистического строя. Буржуазия породила, заявляли они, и своих могильщиков — рабочих. С развитием капитализма пролетариат сплачивается и крепнет в борьбе с эксплуататорами.

Революционным путем пролетариат уничтожит капиталистический строй и установит свою власть — диктатуру пролетариата. Если при прежних революциях один класс эксплуататоров заменялся другим, одна форма эксплуатации другой, то при победе пролетарской революции будет уничтожена всякая эксплуатация. Для закрепления завоеваний революции необходима диктатура пролетариата. Идея диктатуры пролетариата — власти народного большинства над меньшинством эксплуататоров — главное в марксизме, в учении научного коммунизма. Буржуазия использует свое государство и его органы — армию, полицию, суд и т. д.— в качестве основного оружия в борьбе с угнетенными. Диктатура пролетариата нужна для того, чтобы подавить неизбежное и яростное сопротивление своей буржуазии, а также отбить натиск буржуазии других государств. Диктатура пролетариата сплачивает вокруг рабочего класса всё трудящееся население, главным образом крестьянство, перевоспитывает его, направляет его жизнь по социалистическому пути. С помощью диктатуры пролетариата и должно быть построено коммунистическое общество.

При высшей форме человеческого общества — коммунизме средства производства составляют общественную собственность, в силу чего делается невозможной эксплуатация человека человеком. В этом обществе не будет ни классов и классовой борьбы, ни вражды между нациями, откроется безграничный простор для развития производства, техники, науки, искусства. Огромные общественные богатства дадут возможность удовлетворить материальные и культурные потребности как всего общества, так и отдельной личности. Труд из обязанности станет первой жизненной потребностью людей.

В «Манифесте» Марксом и Энгельсом много места уделено роли Коммунистической партии в борьбе за победу пролетариата. У коммунистов нет интересов, отличных от интересов пролетариата. Коммунисты — наиболее сознательные, активные и энергичные представители рабочего класса. Они побуждают к революционному действию остальную массу трудящихся. Коммунистическая партия — передовой отряд рабочего класса. Без своей партии пролетариат не сможет добиться освобождения, установить свою диктатуру и построить коммунистическое общество. «Манифест Коммунистической партии» заканчивается призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Этим призывом была выражена великая идея международной пролетарской солидарности. Во всех странах, разъясняли вожди пролетариата, классовые интересы рабочих одни и те же, один и тот же у них и классовый враг—буржуазия. Поэтому и бороться рабочим нужно сообща; они должны противопоставить буржуазии братский союз рабочих всех наций.

В 1848 г. лишь немногие передовые рабочие откликнулись на этот призыв Маркса и Энгельса. Но шли годы. Учение Маркса и Энгельса приобретало все больше и больше приверженцев, и через сорок лет после появления «Манифеста», когда Маркса уже не было в живых, Энгельс смог написать: «Манифест» стал самым распространенным, самым международным произведением всей социалистической литературы, общей программой многих миллионов рабочих всех стран — от Сибири до Калифорнии...»

Миллионы рабочих впервые отмечали 1 Мая 1890 г. как праздник международной пролетарской солидарности. Под красными знаменами они демонстрировали решимость бороться за свои права, за победу социализма. Мысленный взор Энгельса обратился в этот день к его другу, и он воскликнул: «О, если бы Маркс был теперь рядом со мной, чтобы видеть это собственными глазами!..»

Боевой призыв, провозглашенный Марксом и Энгельсом в «Манифесте», звучит с особой силой теперь, сплачивая трудящихся всех стран на борьбу за коммунизм. Сила социалистических стран — в их дружбе и сплоченности, в сотрудничестве и взаимопомощи.

Учение Маркса и Энгельса получило свое дальнейшее всестороннее развитие в гениальных трудах В. И. Ленина. Подлинным триумфом марксистско-ленинского учения стала победа Великой Октябрьской социалистической революции в России и затем победа социалистических революций в ряде других стран.

Идеи, провозглашенные в «Манифесте», во многом уже осуществлены, претворены в жизнь в Советском Союзе и других странах социалистического лагеря. Теперь главной задачей, главным содержанием нашей эпохи стал переход от капитализма к социализму и коммунизму. Капитализм отжил свой век, у него нет будущего. Свыше миллиарда человек уже избавились от капиталистической эксплуатации и идут по пути к социализму и коммунизму.

Программа КПСС — программа построения коммунизма—наиболее яркое воплощение развития и применения на практике идей «Манифеста», бессмертных идей Маркса и Энгельса. Марксизм-ленинизм—великое учение, преобразующее мир, претворяющее в действительность вековые стремления многих поколений людей к счастливой жизни, к миру на земле.