Международная работорговля в XVI—XIX веках


В начале XV в. португальцы услышали от арабов о богатствах тропических лесов Африки и в поисках золота и черных рабов стали снаряжать одну экспедицию за другой на западное побережье материка. В 1452 г. в Португалию были доставлены первые африканские рабы. Их продали в Лиссабоне по высокой цене.

Продвигаясь вдоль берега Африки, португальцы обменивали свои товары на золото и слоновую кость. Но самым прибыльным делом оказалась охота на рабов.

Вслед за португальцами этим гнусным промыслом занялись англичане, голландцы, французы, датчане, шведы. Берега Африки покрылись факториями (торговыми поселками) — опорными пунктами европейских работорговцев. Африка превратилась, по словам Маркса, «в заповедное поле охоты на чернокожих».

С начала XVI в. в Америке, незадолго до этого открытой европейцами, стала остро ощущаться потребность в рабочей силе для обработки плантаций. Захваченных в Африке рабов стали тысячами вывозить в Америку. Работорговля приобрела огромный размах.

Ежегодно сотни судов отправлялись в Африку за невольниками. Считают, что из каждых четырех судов три были английскими. Работорговцы вскоре поняли, что им выгоднее покупать, рабов, чем захватывать их, рискуя жизнью в стычках и сражениях с африканцами. Основным районом работорговли стала территория, прилегающая к Гвинейскому заливу. Часть побережья так и стали обозначать на картах — «Невольничий берег».

Народы Африки уже достигли значительного прогресса к тому времени, когда им пришлось столкнуться с европейскими работорговцами. В средние века африканцы создали ряд племенных объединений и государств со сравнительно высоким уровнем культуры (см. стр. 202).

Европейские купцы привозили в Африку ром, дешевые яркие ткани, стеклянные бусы, медную проволоку (из нее делали украшения). Работорговцы начинали обычно с того, что спаивали и подкупали местного вождя. Они натравливали одни племена на другие и поощряли войны между вождями для захвата рабов.

Развращенная работорговцами племенная знать продавала военнопленных в рабство европейцам.

Партии рабов с деревянными колодками на шее или закованных в цепи гнали пешком к берегу. Затем для невольников начинались мучения, связанные с переездом в Америку. Алчные работорговцы стремились взять на борт как можно больше «живого груза». Рабов укладывали на бок вплотную друг к другу. Повернуться на другой бок невольник мог только в том случае, если одновременно повертывался весь ряд. Как выразился один капитан невольничьего судна, «негру на корабле отводилось меньше места, чем покойнику в гробу». Путь в Америку длился, в зависимости от погоды, от 6 до 20 недель. Треть, а иногда и половина рабов, обычно погибала в пути. Трупы выбрасывали в море. Стаи акул неотступно следовали за кораблями в ожидании добычи.

Если путешествие затягивалось и на судне не хватало продовольствия и пресной воды, работорговцы не останавливались перед тем, чтобы выбросить в море живых людей. В 1783 г. капитан английского судна «Зонг» выбросил за борт из-за недостатка воды 132 раба.

В начале XIX в. на Гвинейском берегу раба можно было приобрести в обмен на товары стоимостью от 25 до 100 долларов, а в США его продавали за 500 долларов (позднее цена возросла до 1500—2000 долларов). Работорговцу достаточно было совершить один рейс, чтобы стать богатым человеком.

Огромные доходы получали от работорговли европейские и американские капиталисты. На эти средства в Англии и США основывались мануфактуры и фабрики, строились здания и города. Например, город Ливерпуль в Англии вырос за счет работорговли. В 1709 г. отсюда отправилось за невольниками первое суденышко водоизмещением в 30 тонн, а за один 1798 г. из Ливерпуля было совершено 150 рейсов невольничьих кораблей, доставивших из Африки в Америку 52 тыс. рабов. Англия стала самой богатой страной и первой промышленной державой в мире. Этому способствовала работорговля.

Эпоха международной работорговли длилась 400 лет, с середины XV до середины XIX в. Она имела тяжкие последствия для Африки. Считают, что всего из Африки в Америку было доставлено 15 млн. рабов. Но на каждого проданного в Америке раба приходилось три или четыре погибших во время кровавых войн в Африке и при перевозе рабов в Америку. Результатом работорговли была гибель 50 — 60 млн. африканцев. (Некоторые исследователи считают, что африканцев погибло гораздо больше — 100 или 150 млн. человек.) Массовое истребление людей, вызванное работорговлей, сильно задержало развитие народов Африки.

В начале XIX в. в Англии и США были изданы законы, запрещавшие вывоз рабов из Африки. Эти законы приняли и другие страны (кроме Португалии).

Международная работорговля была объявлена вне закона как пиратство (морской разбой) и контрабанда. За это преступление грозила смертная казнь.

Буржуазные деятели объясняли, что это запрещение вызвано гуманностью, заботой о «бедном» народе Африки. На самом деле капиталисты Англии убедились, что малопроизводительный рабский труд в колониях им невыгоден.

Международная работорговля была запрещена, но рабство негров еще сохранялось в некоторых странах Южной Америки, в английских колониях — на островах Вест-Индии (до 1833 г.) и в США (до 1863 г.), где продолжали торговать людьми, как скотом.

США неохотно согласились на запрет международной работорговли и вовсе не собирались серьезно проводить этот закон в жизнь. Американские власти смотрели сквозь пальцы на действия пиратов-работорговцев. В бухтах Флориды работорговцы имели свои гавани и стоянки. Нью-йоркские купцы снабжали их деньгами. Подсчитано, что между 1808 и 1860 гг. в США было доставлено контрабандным путем полмиллиона рабов.

Английские военные корабли крейсировали в Атлантическом океане, задерживая суда контрабандистов. По английским законам наказанию подлежал только тот работорговец, который был застигнут в море с «живым грузом» на борту. Если негров на судне не находили, то капитана оставляли на свободе. Это породило новые чудовищные преступления торговцев людьми. Капитаны невольничьих кораблей, встретив военный патруль, выбрасывали рабов за борт.

Мрачную известность приобрел некий капитан Хомане. Однажды его бриг с 600 невольниками на борту был настигнут в Атлантическом океане четырьмя английскими патрульными крейсерами. Ускользнуть было невозможно. Дело было поздним вечером, и прежде чем ближайший крейсер подошел к бригу на расстояние пушечного выстрела, легкий бриз затих и спустилась ночь. Хомане приказал приготовить самый большой якорь, а якорную цепь протянуть вокруг судна с внешней стороны борта. Рабов выгнали на палубу и, расставив их по борту, привязали каждого за ручные кандалы к якорной цепи. Уже был слышен скрип уключин и плеск весел в тихой воде: к бригу приближались боты, посланные с патрульных судов. Но Хомане успел отдать приказ, и многопудовый якорь потянул за собой на дно океана цепь с грузом человеческих тел. В тишину ночи ворвался отчаянный вопль сотен людей. Английские моряки обнаружили на корабле работорговца многочисленные следы недавнего пребывания здесь невольников: цепи, плети, котлы для варки пищи. Приближаясь к судну, моряки патрульного крейсера слышали крики рабов. Но на корабле не оказалось ни одного раба. Капитан нагло посмеивался. Он хорошо знал законы. Его отпустили безнаказанным.

Работорговля прекратилась только тогда, когда было уничтожено рабство негров в США (см. стр. 382). Важную роль в уничтожении рабства и работорговли сыграли сами африканцы, их непрестанная героическая борьба за свободу.

Буржуазные писатели и историки часто изображают негров пассивными, покорными, неспособными к. упорной борьбе за свободу. Это ложь. В борьбе против рабства африканцы проявляли упорство и самоотверженность, неукротимое свободолюбие и солидарность.

Во второй половине XIX в. капиталисты приступили к захвату и покорению всего Африканского континента. К концу XIX в. Африка была разделена между европейскими странами и ее народы оказались под властью и колониальным гнетом империалистических держав (см. стр. 488).