Великая энциклопедия


Тридцать пять больших томов.

На корешках книг потускневшая от времени надпись на французском языке: «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Теперь только на полках больших библиотек можно увидеть эти книги; к ним обращаются ученые, интересующиеся историей и культурой Франции XVIII в.

Но было время, когда выхода каждого тома ожидали тысячи людей, когда в этих книгах искали ответа на самые важные вопросы жизни и науки. Тем, кто писал в «Энциклопедии», и даже тем, кто читал ее, грозили кары и преследования. И все-таки эти книги жадно читали не только во Франции. К ним обращался А. Н. Радищев — первый русский революционер-республиканец. Они украшали полки библиотеки А. С. Пушкина. Недаром эти 35 книг заслужили название «Великой энциклопедии».

Перенесемся мысленно на два века назад.

В 1789 г. во Франции началась революция. С оружием в руках народ под руководством революционной в те времена буржуазии поднялся на штурм феодального строя. Но революционный взрыв назревал постепенно, в течение всего XVIII в. Тогда и выступали люди, которых мы называем просветителями (делом своей жизни они считали просвещение народа). Время их деятельности получило название «эпохи просвещения». Просветители выдвинули идеи преобразования феодального общества.

Просветители принадлежали к третьему сословию, но они были выходцами из разных его слоев. Они придерживались различных взглядов, но были едины в своей ненависти к деспотизму короля и гнету церкви. Главной своей задачей просветители считали борьбу против деспотизма и суеверия. Их оружием были научные книги и памфлеты, драмы и комедии, стихи и эпиграммы. «Энциклопедия» была коллективным трудом передовых французских ученых XVIII в. Издание ее связано с именем выдающегося философа-материалиста и писателя Дени Дидро (1713—1784).

Еще до выхода «Энциклопедии» Дидро подвергался преследованиям за передовые взгляды. Написанную им книгу сожгли, а самого его заключили в тюрьму. Там Дидро и составил проект издания «Энциклопедии». Он задумал объединить и обобщить знания своего времени, с тем чтобы «способствовать их прогрессу». Вместе с тем Дидро хотел выразить в «Энциклопедии» передовые взгляды, выступить против феодального строя, религии и церкви. С необычайной энергией Дидро взялся за дело. Он был выдающимся организатором и увлекал людей своим вдохновением и энергией. К началу 50-х гг. ему удалось собрать вокруг себя группу писателей и ученых и приступить к подготовке «Энциклопедии». Благодаря разносторонности, глубине знаний и блестящим способностям Дидро оказал большое влияние на содержание «Энциклопедии». Его перу принадлежит большое число важных статей. Про Дидро говорили, что он сам «энциклопедия в действии и в разговоре».

В «Энциклопедии» участвовал Вольтер (1694—1778), писатель, бичевавший пороки феодального строя и господство церкви. Свой блестящий талант он посвятил распространению просвещения, борьбе за освобождение людей от религиозных суеверий и предрассудков. «Раздавите гадину», — призывал Вольтер. «Гадиной» он называл католическую церковь. Излюбленным оружием его была насмешка — тонкая, язвительная, уничтожающая. Вольтер громил нетерпимость и жестокость церковников: инквизицию, религиозные войны, преследования еретиков.

Среди авторов «Энциклопедии» был Жан Жак Руссо (1712—1778), писатель и мыслитель, отстаивавший интересы народа. «Человек рожден свободным, а между тем повсюду он в оковах», — писал Руссо в своем основном труде «Общественный договор».

Он решительно осуждал привилегии богатых, деспотическую власть и требовал уравнения собственности. Идеальным устройством государства Руссо считал демократическую республику.

Активное участие в создании «Энциклопедии» принимали философы-материалисты К. Гельвеций и П. Гольбах, резко выступавшие против тирании короля, гнета церкви, обличавшие духовное убожество религии. Дом Гольбаха называли вспомогательной конторой «Энциклопедии». Составители «Энциклопедии» и авторы часто собирались у Гольбаха, обсуждали новые статьи, пользовались его прекрасной библиотекой. Крупный математик и философ д’Аламбер вместе с Дидро был редактором «Энциклопедии».

Статьи ее охватывали важнейшие вопросы общественной жизни и науки. Энциклопедисты проявили много выдумки и остроумия, чтобы в прикрытой, но понятной форме изложить свои взгляды. Так, они ничего плохого не говорили о французском короле, но восхваляли общественный строй Англии, где власть короля была ограничена.

«Опыт учит, — писал Дидро в статье «Государи», — что чем больше правители имеют власти, тем больше они злоупотребляют ею. Поэтому полезно ограничить власть государей». А в статье «Собственность» Дидро прямо провозглашал право народа на восстание: «Всякая власть, основанная только на насилии, насилием же свергается».

Энциклопедисты выступали против католической церкви, высмеивая и обличая другие религии. Они критиковали крепостное право и цеховую систему, защищали свободу торговли и промышленности. Энциклопедисты выдвигали требование справедливого распределения налогов и подвергали критике несправедливое законодательство.

Много внимания «Энциклопедия» уделяла описанию лучших образцов производства. Дидро обходил ремесленные мастерские Парижа, сам работал у станков, давал подробные описания и рисунки по разным отраслям труда. В «Энциклопедии» говорилось о необходимости реформы старой, феодальной системы образования и воспитания.

Первый том «Энциклопедии» вышел в 1751 г. Он произвел огромное впечатление. Выход книги приветствовали передовые люди Франции. Церковники почувствовали опасность. В 1752 г. вышел второй том. Реакционеры были взбешены. Началась травля «вольнодумцев и безбожников». Посыпались доносы на Дидро и его сотрудников.

Епископы в своих посланиях говорили, что «Энциклопедия» распространяет неверие и заблуждения. Королевский совет приостановил выпуск «Энциклопедии», а церковники захватили ее рукописи. Они пытались переработать «Энциклопедию» в своем духе, но это оказалось им не под силу. Как метко сказал один из просветителей, церковники забыли захватить голову Дидро и поэтому не смогли ничего сделать. Королю в 1758 г. пришлось уступить требованиям передовых людей и отменить запрещение на выпуск «Энциклопедии». Каждый год из печати выходил один том. Успех «Энциклопедии» возрастал. Число ее подписчиков достигло 4 тыс. Для того времени это был очень большой, тираж. Так продолжалось до 1757 г., когда вышел седьмой том «Энциклопедии». В нем была статья д’Аламбера, в которой он подверг критике католическое духовенство.

Враги получили давно желанный повод для возобновления яростной атаки на «Энциклопедию» и ее сотрудников. Не выдержав травли и угроз, д’Аламбер ушел с поста редактора.

Вольтер предлагал Дидро приостановить издание до более благоприятных времен. Однако Дидро, был непоколебим.

Он писал Вольтеру: «Отказаться от предприятия — значило бы покинуть поле битвы и сделать именно то, чего желают преследующие нас негодяи. Если бы вы знали, с какой радостью они встретили весть об уходе д’Аламбера!.. Что женам остается делать? То, что прилично мужественным людям, — презирать наших врагов, преследовать их и пользоваться, как мы и раньше пользовались, глупостью наших цензоров».

Дидро настойчиво продолжал свое дело. Он издавал «Энциклопедию», несмотря на запрещение. На книгах писали, что они напечатаны в Невшателе (Швейцария), а на самом деле их тайно набирали в Париже. Вышедшие тома доставлялись подписчикам тайком. Духовенство добилось приказа, чтобы подписчики сдавали полученные тома в полицию.

Не раз авторы «Энциклопедии» попадали в Бастилию. Многие произведения энциклопедистов «святые отцы» сожгли на кострах. И все же издание «Энциклопедии» было успешно завершено.

К 1772 г. вышло 17 томов «Энциклопедии» и 11 томов иллюстраций. Последние, дополнительные тома «Энциклопедии» вышли к 1780 г.

Такова краткая история «Энциклопедии». Современники говорили, что «Энциклопедия» — это «громадный арсенал, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции». Передовые взгляды, излагавшиеся в «Энциклопедии», стали достоянием всей образованной французской молодежи.

Французская «Энциклопедия» была не только сводом знаний, но и политической программой буржуазии. Просветители-энциклопедисты совершили «революцию в умах», что имело большое значение для подготовки буржуазной революции с оружием в руках.