Школы начала XVIII века


В печатном букваре XVII в. помещена картинка, которая изображает школу и учеников, сидящих за столом. Тут же учитель наказывает розгой в чем-то провинившегося ученика. Учиться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки.

Школы находились тогда в ведении духовенства. Их было мало, многие дети вовсе не попадали в школы и учились кто как мог. Взрослые сами обучали детей, если были грамотными, или же отдавали их учителям, называвшимся «мастерами». Учение начинали с букваря, а одолев его, переходили к заучиванию церковных книг.

В конце XVII в., в начале царствования Петра I, в России быстрыми темпами строились новые промышленные предприятия. Международное положение вынуждало Русское государство готовиться к войне (см. стр. 404); нужно было организовать регулярную армию, создать сильную артиллерию, построить военный флот. Для этого требовались знающие, образованные люди.

Еще в 80-х гг. XVII в. правительство организовало в Москве несколько школ. Там учили преимущественно латинскому и греческому языкам, знание которых требовалось для служащих Посольского приказа, ведавшего сношениями с иноземными государствами.

Строительство большого военно-морского флота (см. стр. 408) заставило русское правительство создать школы для обучения мореплаванию и кораблестроению. Во время заграничного путешествия 1697 —1698 гг. Петр I поручил своим спутникам закупать в Голландии и Англии учебные пособия для будущих школ: глобусы, компасы, чертежные доски, линейки и учебники.

В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта Навигацкая школа на 500 учеников, готовившая специалистов для флота. В нее принимали мальчиков и юношей сначала от 12 до 17, а потом и до 20 лет независимо от их происхождения. Первое время охотников было немного, поэтому приходилось набирать учеников и принудительно. Дети обеспеченных родителей жили на свой счет, остальные ученики получали небольшое казенное содержание в зависимости от успеваемости. В низших классах обучали грамоте и арифметике. В высших классах преподавались математические науки, навигация х, астрономия, а также фехтование. В свободные от занятий часы в школе силами учеников устраивались спектакли, на которые приглашали зрителей. В школе была введена строгая дисциплина. За проступки учеников били плетьми, а за пропуск уроков взыскивали штрафы.

Первыми преподавателями Навигацкой школы были иностранцы. Они плохо знали русский язык, были далеки от школы и учеников. Положение улучшилось, когда в школу пригласили талантливого русского математика и педагога Леонтия Филипповича Магницкого, а за ним и других русских учителей.

Несмотря на некоторые недостатки, Навигацкая школа принесла большую пользу стране. Из нее выходили моряки, инженеры, гидрографы, топографы, бомбардиры, архитекторы и др. Ученики школы работали не только на флоте, но и везде, где нужны были знающие люди. Воспитанники Навигацкой школы много сделали для русской науки. Они исследовали самые отдаленные области Русского государства и составили карты. В начале XVIII в., кроме Москвы, навигацкие школы были открыты также в Новгороде, Нарве и Ревеле (теперь Таллин).

Из воспитанников навигацких школ вышло немало учителей. В 1714 г. по царскому указу часть окончивших Московскую навигацкую школу была послана в губернии для обучения детей в цифирных школах. Это были начальные школы, где обучались дети дворян, духовенства, горожан.

В 1715 г. в Петербурге была основана Морская академия. В нее приняли учеников из навигацких школ, а также детей высшего дворянства, еще нигде не учившихся. Петр много внимания уделял Морской академии. Он сам составил план преподавания. Как и в Навигацкой школе, в академии была строгая дисциплина и для учеников, и для преподавателей. Утверждая инструкцию для Морской академии, Петр сделал в ней приписку: «Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат и быть им по человеку во всякой каморе (классе.— Ред.) во время учения и иметь хлыст в руках; и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, несмотря какой бы он фамилии ни был...»

За короткое время академия подготовила кадры морских офицеров. Среди них были капитан А. И. Чириков, участник обеих Камчатских экспедиций (см. т. 1 ДЭ, стр. 329—334); адмирал А. И. Нагаев — гидрограф и картограф, составивший первые карты Каспийского и Берингова морей и первый атлас Балтийского моря; адмирал С. И. Мордвинов, оставивший ряд трудов по мореплаванию, навигации и геометрии.

Одновременно с Навигацкой в Москве была основана Артиллерийская школа, а в 1712 г.— Инженерная школа. В 1707 г. в Москве при госпитале было открыто Медицинское училище (хирургическая школа). Возглавлял его голландец Бидлоо. Здесь преподавали анатомию, хирургию и «аптекарские науки». Практику учащиеся проходили в госпитале. Первый выпуск учеников состоялся в 1713 г.

При олонецких и уральских металлургических заводах были основаны горные школы, готовившие квалифицированных мастеров для металлургической промышленности.

Появились школы, подготовлявшие канцелярских служащих, а также школы, где изучали иностранные языки.

Первое время учебники и учебные пособия для профессиональных школ переводили с иностранных языков, позже стали выпускать русские учебники. В 1708 г. вышла первая книга — «Геометрия», напечатанная новым, гражданским шрифтом, который заменил прежний, церковнославянский, замысловатый и трудный для чтения. Старый Московский печатный двор не мог уже справиться с выпуском нужного количества книг, и в помощь ему устроили три типографии в Петербурге.

Таким образом, в начале XVIII в.в России была уже сравнительно широкая сеть правительственных школ. Формально в школах могли учиться дети из различных слоев населения, а на деле — высшие специальные учебные заведения заполняли сыновья аристократов, среднее техническое образование получали преимущественно дети рядового дворянства, а дети людей «низших Классов» не могли идти дальше обучения грамоте. И все же новая школа была значительным шагом вперед. Учащиеся получали практические знания, а не только .изучали богословские предметы. Школа способствовала распространению грамотности в стране, развитию книгопечатания.

В конце 1725 г. (уже после смерти Петра I) в Петербурге была открыта Академия наук для развития научных знаний и подготовки ученых. При ней были организованы гимназия и университет.