История челобитных Ивана Пересветова


В начале XIX в. в руки известного русского историка Н. М. Карамзина попала копия рукописного сборника, принадлежавшего человеку, который ни за что не соглашался с ним расстаться и лишь разрешил скопировать часть драгоценной книги. В ней находились челобитные (прошения) некоего Ивана Семеновича Пересветова, поданные им когда-то царю Ивану Грозному, и некоторые другие его сочинения. В челобитных Пересветов рассказывал о своей службе при дворе русского царя, рекомендовал Ивану IV программу важных реформ и предлагал свои услуги для претворения их в жизнь.

Карамзин вообще не поверил, что мог быть такой человек, который советовал царю издать строгие законы, укрепить войско, завоевать Казанское ханство. К тому же Пересветов резко выступал против вельмож, называя их «ленивыми богатинами», а это претило Карамзину как защитнику интересов господствующего класса. Не удивительно поэтому, что он не придал серьезного значения найденным документам, а Пересветова назвал «затейником», якобы пытавшимся приписать себе программу реформ, уже проведенных царем.

Шли годы, в руки ученых попадало все больше и больше сборников, в которых находились копии сочинений Ивашки Пересветова, как он сам называл себя. Однако все они были поздние, в списках, т. е. в копиях, XVII в., и многие ученые вслед за Карамзиным стали подозревать, что челобитные эти никогда Грозному и не подавались, что присочинены они позже. Некоторые полагали, что Пересветов — это псевдоним неизвестного сочинителя, выбранный им в честь инока Пересвета — одного из героев Куликовской битвы.

Прошло 80 лет с того момента, когда Карамзин впервые прочитал сочинения Пересветова, и вот один из историков отыскал интереснейший факт в описи царского архива, составленной около 1562 г., т. е. при Иване Грозном. В описи было сказано, что в 143-м ящике находился «черный список» Ивашки Пересветова. Значит, Пересветов жил в то время и какие-то его документы находились в царском архиве. Но какие? Установить это было невозможно, так как архив погиб при пожаре. Мнения ученых разделились. Что понимать под «черным списком»? Одни думали, что это челобитные Пересветова или их копии; другие считали, что это черновики его сочинений.

Прошло уже 100 лет с тех пор, как стало известно имя Пересветова, и вот однажды историк Ю. А. Яворский купил случайно рукописный сборник, на котором было написано: «Вывез сию книгу из Греции Иван Семенов сын Пересветов...» Яворский написал работу о Пересветове, в которой, опираясь на эту надпись и другие факты, старался доказать, что Пересветов действительно жил в XVI в. В 1907 г. вышла в свет книга филолога В. Ф. Ржиги, много лет изучавшего документы, связанные с именем Пересветова. Большинство историков согласились с тем, что Пересветов — реальная историческая личность, а не вымышленное имя. Ржига издал и первое собрание сочинений Пересветова. Казалось бы, спорам должен наступить конец.

Однако у некоторых исследователей возникали все новые и новые сомнения. Они выдвинули такую гипотезу: раз черновики сочинений Пересветова хранились в царском архиве, то положить их туда мог только сам царь Иван Грозный! Именно он написал под видом челобитных о проектах проведенных им реформ, об опричнине. Эта гипотеза не была подкреплена историческими фактами, но появление ее свидетельствовало о необходимости разобраться, наконец, в этом вопросе.

Нужно было вновь пересмотреть все, что было написано о Пересветове почти за полтора века, собрать все его сочинения, заново перечитать их, изучить творчество современников, исторические документы, связанные с родом Пересветовых на Руси, и т. д. За эту задачу взялся молодой советский историк А. А. Зимин. Долгие годы работал он во многих архивах нашей страны, по крупицам собирая необходимый материал. Большой труд не пропал даром. Перед нами две книги, подводящие итог изучению этого спорного вопроса: «Сочинения И. Пересветова» и «И. С. Пересветов и его современники».

На обложке обеих книг — силуэт конного древнерусского воина с копьем и щитом в руках. Это не просто украшение переплета. Именно таким «воинником» и был сам Иван Пересветов. Он приехал на Русь в 1539 г. из Литвы и предложил царю свои услуги по изготовлению особых щитов, легких и прочных, способных защитить воина в бою.

Десять лет старался Пересветов добиться признания. Пытливо всматриваясь в русскую действительность того времени, сравнивая ее с тем, что он видел на Западе (а он бывал в Польше, Чехии, Венгрии, Валахии, Греции), он все больше и больше убеждался в необходимости реформ на Руси. Его волновали думы о судьбе России, горячая любовь к ней.

В 1547 г. Иван Грозный венчался на царство, а вслед за тем объявил о своем намерении изменить формы управления. Была создана специальная комиссия — Челобитный приказ, разбиравшая жалобы и предложения — челобитные.

В середине XVI в. в России шла напряженная общественно-политическая борьба. Многие публицисты того времени выступили со своими проектами. Сделал это и Пересветов. Во время выхода Ивана Грозного в церковь он бил ему челом, т. е. поклонился, и передал две книжки своих сочинений.

Планы Пересветова были связаны с самыми острыми и злободневными вопросами его времени.

Пересветов выступает как беспощадный обличитель вельмож и бояр, которые разорили царство Русское своей алчностью, насилиями, несправедливыми судами и постоянными раздорами.

В своих челобитных Пересветов нигде не выступал против крепостного права на Руси. Но он смело высказывался против наиболее тяжелых форм крепостной зависимости — кабалы и холопства, называя их порабощением.

«В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою не смелы против недруга».

Из-за самовластья бояр на Руси пышным цветом расцвели лихоимство и неправый суд, армия разложилась, народ угнетен. Чтобы избавиться от этого, писал Пересветов, надо внести в Русское государство «правду», т. е. провести серьезные политические и социальные реформы — укрепить армию, создать постоянное войско, ввести правый суд, улучшить налоговую систему, уничтожить кабалу и холопство. А чтоб внести в царство «правду», нужна «гроза». Государь должен быть грозен для своих подданных. «Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы», — писал Пересветов, имея в виду в первую очередь бояр, призывая царя беспощадно расправляться с ними. Помимо челобитных, Пересветов передал Грозному и написанные им повести.

В повести об основании Царьграда и взятии его турками он под видом далекой Византии дает характеристику Русского государства и предсказывает ему славную будущность, если, конечно, в Русском государстве будет введена «правда».

Пересветов хотел уничтожить холопство, чтобы этим ослабить бояр, так как холопы были и работниками в хозяйстве боярина, и его военными слугами. Бывало, что нужда заставляла служилого человека становиться кабальным слугой, холопом богатого боярина. В то же время Пересветов призывал царя опираться на незнатных служилых людей — воинников — и щедро раздавать им земли, населенные крепостными крестьянами. Программа Пересветова отражала интересы служилых дворян, стремившихся к укреплению царской власти и закрепощению крестьян.

Неизвестна дальнейшая судьба Пересветова. Пока мы можем только догадываться о том, что с ним произошло.

Многое из программы, предложенной Пересветовым, было исполнено в царствование Ивана Грозного, но мы не знаем, было ли это сделано под влиянием сочинений Пересветова или независимо от них.

Но еще не все документы, связанные с Пересветовым, найдены и прочитаны в наших архивах, не обнаружены и его автографы. Настанет время, и в одном из архивов, возможно, будут найдены новые документы об Иване Пересветове, а может быть, и подлинные его челобитные. Многое тогда прояснится, на многие вопросы будет дан полный и окончательный ответ.