Детские крестовые походы


Летом 1212 г. по дорогам Франции и Германии двигались небольшими группами и целыми толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в простых холщовых рубахах поверх коротких штанов, почти все на босу ногу и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, черного или зеленого цвета. Это были юные крестоносцы. Над процессиями реяли пестрые флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других— богородицы Марии с младенцем на коленях. Звонкими голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославлявшие бога. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?

Крестовые походы начались еще в конце XI в. В них участвовали рыцари, крупные феодалы, а затем и короли. Впервые призвал их к крестовым походам римский папа Урбан II. Это произошло поздней осенью 1095 г., вскоре после того, как в городе Клермоне (во Франции) закончился собор (съезд) церковников. Папа обратился к толпам рыцарей и крестьян, собравшихся на равнине близ города, с призывом начать священную войну против мусульман. На призыв папы откликнулись десятки тысяч французских рыцарей. Позже к ним присоединились и рыцари из некоторых других стран Западной Европы.

Все они в 1096 г. отправились в далекую Палестину воевать против сельджуков, которые незадолго до этого захватили город Иерусалим, считавшийся у христиан священным. По преданиям, там якобы находился гроб Иисуса Христа, мифического основателя христианской религии (см. стр. 114). Освобождение этой святыни и служило предлогом для крестовых походов. Рыцари прикрепляли к своим одеждам кресты из материи в знак того, что они идут на войну с религиозной целью — для изгнания иноверцев (мусульман) из Иерусалима и других священных мест для христиан в Палестине.

Действительные цели крестоносцев имели мало общего с теми, которые провозгласил папа.

К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора по обычаю мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов-рыцарей, не имевших земли, но жаждавших обзавестись ею любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые страны и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья и легкости их завоевания, которые распространяли пилигримы, побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Этим и воспользовались римские папы, бросив клич «На Восток!». В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Первое время в крестовых походах участвовала и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от притеснений феодалов, неурожаев и голодовок. Темные, задавленные нуждой земледельцы, большей частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бедствия, которые они испытывают, ниспосылаются на них богом за какие-то неведомые грехи. Священники и монахи уверяли, что если крестоносцам удастся отвоевать у мусульман «гроб господень», то всемогущий бог сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь обещала крестоносцам прощение грехов, а в случае гибели — место в раю. Крестьяне поверили этим обещаниям и вначале приняли участие в войнах против «неверных» на Востоке.

Уже во время первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков и лишь немногие из них добрались вместе с сильными рыцарскими ополчениями до Иерусалима. Когда в 1099 г. крестоносцы захватили этот город, а затем и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все захваченные богатства достались только крупным феодалам и рыцарству. Прибрав к рукам плодородные земли и цветущие торговые города «святой земли», как европейцы называли тогда Палестину, «христовы воины» основали здесь свои государства. В дальнейшем все меньше крестьян участвовало в крестовых походах.

В XII в. рыцарям пришлось много раз снаряжаться в походы под флагом креста, чтобы удержать захваченные территории. В 1147—1149 гг. состоялся второй крестовый поход, еще через 40 лет, в 1189—1192 гг., — третий крестовый поход. К этому времени мусульмане уже сумели отнять у крестоносцев многие из их владений в Сирии и Палестине, в том числе и Иерусалим. Римским папам пришлось снова призывать к освобождению «гроба господня». Однако все эти крестовые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское государство — Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его.

Через восемь лет после этого позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы так рассказывают о них. В мае 1212 г. в аббатство святого Дионисия, в Париже, пришел неведомо откуда двенадцатилетний мальчик, пастух Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить поход детей против «неверных» в «святую земли». Затем этот мальчуган пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи перед толпами людей, призывая своих сверстников собираться в путь ко «гробу господню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы — дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники. Сколько они ни воюют за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный господь не желает даровать грешникам победы над «неверными». Милость бога, по словам Этьена, могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся освободить Иерусалим из-под власти султана: по велению божьему Средиземное море расступится перед ними и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных «святой гроб».

«Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников», — заявлял пастушонок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. «Вот письмо, — утверждал Этьен, — которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа».

Тут же, прямо на виду у многочисленных слушателей, рассказывают хроники (летописи), Этьен совершал различные «чудеса»: он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от их недугов одним прикосновением рук. Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев.

Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детворы. Между тем причины были те же, которые в свое время побудили бедняков-крестьян выступить с первыми крестоносцами. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже шло на убыль, так как оно было опорочено грабительскими «подвигами» и крупными неудачами рыцарей, все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим. Распространению подобных взглядов способствовали проповеди служителей церкви. Священники и монахи стремились погасить усиливавшееся недовольство и ропот крепостных против господ с помощью «богоугодного дела» — крестовых походов.

За юродивым (психически больным) пастушком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заранее подстроенные «чудеса».

Крестоносная «лихорадка» охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во Франции, а затем и в Германии. Судьба юных крестоносцев оказалась очень плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей. Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход. Напротив, он заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за святую землю».

К детям в пути примкнуло немало взрослых — крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и прочего преступного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей съестное и деньги, которые им подавали окрестные жители. Толпа крестоносцев, подобно катящейся лавине, увеличивалась в пути. Наконец, крестоносцы достигли Марселя. Они тотчас бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось. Зато нашлись два жадных торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Св. Петра, суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бессовестные судовладельцы продали детей в рабство.

В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний малыш по имени Николай, наученный своим отцом говорить то же самое, что и Этьен. Толпы юных немецких крестоносцев из Кёльна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две трети их погибло; остальные полуживыми добрались до итальянского морского порта Генуи. Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой. Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку на время, пока они достигнут совершеннолетия.

Страшную страницу истории — детские крестовые походы — некоторые ученые склонны считать вымыслом. На самом деле детские крестовые походы — быль, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие свои хроники независимо друг от друга.

Крестовые походы детей явились результатом бедствий трудового люда и пагубного влияния религиозного фанатизма, который всячески раздували в народе католические церковники. Они-то и были главными виновниками массовой гибели юных крестоносцев, павших жертвами религиозного исступления.