Древние государства Америки и испанские завоеватели


В XVI в. испанские конкистадоры ринулись завоевывать страны Нового Света. Они встретились с индейскими племенами и народностями, у большинства которых еще сохранился первобытнообщинный строй (см. стр. 19). Индейцы ко времени прихода испанцев не знали железа. У наиболее передовых народностей Америки, как, например, у мексиканских ацтеков, юкатанских майя и перуанских инков, уже сформировалось рабовладельческое государство.

Изучение материалов археологических раскопок, исторических памятников и документов дало возможность восстановить историю народов Америки до появления европейцев. Оказалось, что за много столетий до заселения ацтеками долины Мехико там уже жили культурные народы. Они умели обрабатывать землю, сооружать здания, создавать великолепные произведения искусства. По преданию, в незапамятные времена ацтеки жили на далеком западе Мексики, на острове Астлан, расположенном посреди озера. Отсюда пошло название народа «люди из Астлана» или «ацтеки». Якобы по совету бога войны и охоты Уицилопочтли ацтеки оставили Астлан и под предводительством своего вождя Теночцина, или Теноча, с восемью другими племенами пустились в путь. По имени своего вождя ацтеки называли себя теночками или «людьми Теноча». После долгих странствий они достигли мексиканской долины. Ацтекские хроники рассказывают, что в 1325 г. на болотистом островке в западной части озера Тескоко ацтеки основали свое поселение Теночтитлан — «город Теноча».

Выгодное островное положение города-поселения ограждало ацтеков от нашествия соседних племен. Ко времени переселения ацтеков в долину Мехико организация их общественной жизни была такая же, как и у всех других индейских племен. Основой общества был род, состоявший из нескольких семей, имевших одного общего предка. Всей жизнью рода руководил старейшина. Двенадцать родов составляли племя. Каждый род решал свои дела независимо от других, но вопросы, касавшиеся племени в целом, решались племенным советом, состоявшим из старейшин родов. Племя возглавлялось двумя вождями, которых избирал племенной совет. Один вождь был военачальником, а другой ведал внутренними делами племени и религиозными обрядами. Оба вождя были ответственны перед племенным советом, который мог в любое время сменить их. Постепенно устройство ацтекского общества изменялось. Частые длительные войны содействовали росту имущественного неравенства и разложению родового строя ацтеков.

Захваченные земли стали распределять между самыми выдающимися воинами, а покоренных людей обращать в рабство. Так создались условия для того, чтобы верховный военный вождь ацтеков стал постоянным должностным лицом.

Значительную часть военнопленных отдавали в жертву кровавому богу войны Уицилопочтли. На открытой площадке на вершине храма жрецы в черных одеждах клали пленных одного за другим на большой выпуклый камень. Главный жрец острым каменным ножом вспарывал жертве грудь, вынимал еще трепещущее сердце и торжественно бросал к ногам богато разукрашенного идола в жертвенный огонь.

Некоторые пленные, искусные в ремесле или выделявшиеся другими способностями, становились домашними рабами или использовались на работах, проводимых родовыми общинами. Наряду с военнопленными ацтеки порабощали соплеменников, которые либо добровольно шли в кабалу к богатым, чтобы прокормиться, либо становились рабами в наказание за какое-нибудь преступление.

Постепенно среди ацтеков образовалась довольно многочисленная прослойка богатых и знатных, жаждавших новых завоеваний для еще большего обогащения. Ацтеки захватывали земли уже за пределами мексиканской долины и заставляли платить тяжелую дань каждое племя, каждое покоренное селение. Появление классов рабов и рабовладельцев повлекло за собой образование государства, при помощи которого господствующий класс управляет народом. Власть военного вождя необычайно усилилась и стала передаваться по наследству. Племенной совет стал слушаться только богатых и знатных. Второй вождь племени превратился в верховного жреца и руководителя религиозных обрядов.

Основу хозяйства ацтеков составляло земледелие. Главным орудием труда была деревянная палка, слегка расширенная книзу и заостренная с одного конца. В условиях благоприятного климата даже такие примитивные орудия давали возможность собирать высокие урожаи. Необходимо было только обеспечить посевы достаточным количеством влаги, поэтому искусственное орошение имело большое значение в хозяйстве ацтеков. Кроме того, они создавали на плотах небольшие плавучие огороды — «чинампа», на которых разводили помидоры (по-ацтекски — «томатль»), бобы, тыквы, кабачки, сладкий картофель и цветы. Основной сельскохозяйственной культурой была кукуруза (маис), которую, как картофель, «томатль», «чоколатль» (шоколад) и табак, испанцы впоследствии завезли в Европу. Ацтеки занимались также охотой, рыболовством, разводили гусей, уток и индюков (о последних европейцы узнали только после открытия Америки). Ацтеки еще не знали домашнего скота. Здесь приручали только собак, да и то ради мяса.

Сохранившиеся до нашего времени остатки величественных храмов, скульптуры и другие произведения древнемексиканской культуры показывают, какого совершенства и мастерства достигли ацтеки в обработке камня, золота и серебра. Ювелирные изделия мексиканских мастеров были лучше, чем испанские. Очень разнообразны и красивы ацтекские гончарные изделия и ткани со сложными и красочными узорами. Особого искусства ацтеки достигли в изготовлении из перьев плащей и головных уборов для вождей. Ацтеки пользовались рисуночным письмом — «пиктограммой», — с помощью которого они вели свой календарь, отмечали размеры взимаемой дани, религиозные и памятные даты, составляли исторические хроники.

Ацтеки поклонялись многочисленным богам, из которых они особенно почитали богов, связанных с земледелием (среди них — Тлалоку). Верховным богом был Тескатлипока («дымящееся зеркало»). Его изображали с «магическим» зеркалом в руках, в котором, по ацтекским поверьям, отражалось все происходящее на свете. Покровителем ацтеков считался бог войны и охоты Уицилопочтли, которому, как и Тлалоку, был посвящен главный храм в столице — городе Теночтитлане.

В августе 1519 г. испанский авантюрист и военачальник Эрнандо Кортес с отрядом в 400 человек начал поход на Мексику. Индейцы, вооруженные луками со стрелами и деревянными пиками, пытались остановить продвижение завоевателей в глубь страны.

На стороне испанцев были огромные преимущества: они обладали огнестрельным оружием, стальными клинками, лошадьми, которых индейцы принимали за сверхъестественные существа. Кортес использовал европейскую военную тактику. И все же ему пришлось потратить почти два года, чтобы завоевать Теночтитлан.

Вряд ли испанцам удалось тогда завоевать Мексику, если бы не ряд обстоятельств, облегчивших им эту задачу.

Ко времени вторжения испанцев ацтеки не успели создать прочного централизованного государства. Покоренные ими племена и народы, подвергавшиеся насилию и угнетению, питали глубокую ненависть и вражду к своим притеснителям и были готовы поднять на них оружие. Этим ловко воспользовались испанцы: они развязали братоубийственную войну среди индейцев, а затем покорили разобщенные индейские племена.

Завоеванию Мексики испанцами помогла распространенная среди ацтеков легенда о боге Кецалькоатле. Этот бог был якобы изгнан из Мексики. Уезжая за океан, он обещал вернуться, чтобы водворить справедливость и порядок. Кецалькоатля изображали белокожим, с длинной бородой. Правитель и верховный жрец ацтеков — могущественный Монтесума и его приближенные приняли испанцев за бледнолицых посланцев грозного, но справедливого бога Кецалькоатля, поэтому борьба против испанцев казалась им бессмысленной. Накануне появления отрядов Кортеса в стране произошло сильное наводнение. Стихийное бедствие жрецы истолковали как предзнаменование больших и грозных перемен. В результате всего этого испанцам удалось захватить в плен Монтесуму и заставить его выполнять их распоряжения. Затем испанские завоеватели начали грабить и разрушать культурные ценности ацтеков.

Только после гибели Монтесумы его преемникам — Куитлауку, а затем гордому и свободолюбивому Куаутемоку — удалось поднять и организовать народ на борьбу с испанскими захватчиками. Куаутемок стал национальным героем мексиканцев. Ныне на месте Теночтитлана вырос город Мехико — столица Мексиканской республики. На центральной площади города установлен величественный памятник Куаутемоку с надписью: «Памяти Куаутемока и тех воинов, которые героически боролись за свободу своей страны».

Другим индейским народом, достигшим ко времени прихода испанцев высокого уровня развития культуры, были индейцы майя. Они занимали полуостров Юкатан. Здесь существовали города-государства Чичен-Ица, Майяпан, Ушмаль и др. Государство майя было рабовладельческим, хотя в общинах и сохранились пережитки родового строя. Военная знать и жрецы эксплуатировали рабов и зависимых общинников. Обработку земли, охоту и рыбную ловлю общинники вели сообща. Часть продуктов выделялась в пользу знати, остальное распределялось между членами общины.

Жители селений несли многочисленные повинности. Они были обязаны обрабатывать поля богачей, строить дома, храмы и дороги, платить дань, делать подношения жрецам и содержать военный отряд во время походов. Знатные воины владели значительным количеством рабов из военнопленных, а также из соплеменников — должников и преступников.

Майя, как и ацтеки, выращивали преимущественно кукурузу, затем томаты, фасоль, сладкий картофель, какао, табак. Домашнего скота майя также не знали. Они разводили индюков и собак.

Майя поклонялись многим богам, из которых важнейшими у них считались боги земледелия.

В государстве майя больших успехов достигли такие науки, как математика и астрономия. Ученые создали замечательный по своей точности солнечный календарь. Майя умели предсказывать наступление солнечных затмений, знали периоды обращения Луны и других планет. Для этого они разработали систему иероглифов и цифр. В городах майя сооружали каменные столбы — стелы, на которых иероглифами записывали важнейшие даты и события жизни государства. Смысл ряда иероглифов дошел до нас еще по документам XVI в., но их нужно было расшифровать, т. е. перейти от толкования смысла к точному чтению. Над решением этой задачи трудились многие ученые. Однако правильное чтение отдельных слов носило случайный, несистематический характер.

В 1951 г. советскому ученому Ю. В. Кнорозову удалось по выработанной им системе положить начало чтению иероглифических текстов майя, передающих их звуковую речь.

Было доказано, что письменность майя по существу не отличается от известных иероглифических письмен, хотя она и не заимствована ни у какого другого народа. Ученые исследуют словарь и грамматику языка майя. В январе 1961 г. советские ученые Новосибирского отделения Академии наук СССР сообщили, что им удалось расшифровать и прочитать около половины текстов майя при помощи электронно-вычислительных машин. Таким образом, историческая наука обогатилась новым ценнейшим источником. Дальнейшая расшифровка окончательно раскроет нам тайны текстов майя.

Чрезвычайно выразительные изображения людей и животных на стенах храмов и дворцов Центральной Америки свидетельствуют о высоком художественном вкусе и техническом мастерстве резчиков по камню. Майя, как и ацтеки, не знали металлических орудий. Их резчики мастерски работали каменными — нефритовыми — резцами. Не менее искусно были выполнены ткани, изделия из дерева и керамика с художественной росписью.

После зверского истребления коренного населения Кубы (открытой Колумбом в 1492 г.) остров был превращен в плацдарм, с которого испанские завоеватели направляли к берегам Центральной Америки одну грабительскую экспедицию за другой. Однако первые попытки высадиться на полуостров Юкатан были безуспешными. Испанцы встретили такое ожесточенное сопротивление индейцев, что были вынуждены отступить, несмотря на огонь своей корабельной артиллерии. Только после завоевания Мексики конкистадору Франсиско де Монтехо при помощи обмана и прямого насилия удалось установить испанское господство на Юкатане.

Однако свободолюбивые индейцы майя не покорились и восставали против испанских завоевателей. Последнее независимое поселение майя — Тайясаль — было захвачено испанцами только в 1697 г.

Почти одновременно с завоеванием Мексики и Центральной Америки отряды испанских захватчиков, увлекаемые ненасытной жаждой золота и наживы, во главе с Франсиско Писарро вторглись в пределы владений инков. Государство инков простиралось от южной части современного Эквадора до северной части Чили, включая территории Перу и Боливии.

В своем культурном развитии инки опередили все другие народы Америки. Государство инков было рабовладельческим с сильными пережитками родоплеменного строя.

К середине XIV в. инки, покорив все окружающие племена, обеспечили себе господствующее положение.

Они сами не работали и по наследству занимали высшие военные и административные должности. В управлении государством инки опирались на родовую знать покоренных племен — «курака», которая за это пользовалась различными привилегиями. Правитель страны — верховный Инка командовал войском и возглавлял гражданское управление. Он почитался как воплощение бога солнца на земле. Главное место в религии инков уделялось культу бога солнца — Инти. После смерти инкских правителей их тела бальзамировали, одевали в роскошные одежды и водворяли в храм на золотом троне. Во время торжественных религиозных и гражданских церемоний жрецы приносили трон с восседавшей на нем мумией последнего правителя, которая своим присутствием освящала торжество. Приписывая мумии правителя сверхъестественную силу, жрецы брали ее также в военные походы и выносили на поле боя.

Инки сильно отличались от подчиненных им племен внешним видом: особой стрижкой волос, нарядной одеждой и богатыми украшениями. Знатные инки носили золотые серьги в виде колец и дисков. Особую, привилегированную касту составляли жрецы. Шили инки за счет эксплуатации рабов, рядовых общинников и ремесленников.

Возделываемая земля делилась на три части: «поля Солнца» — на содержание храмов и жрецов, «поля Инки», урожай которых шел в казну (в государственные амбары), и «поля общины», обрабатывавшиеся в последнюю очередь. Основными пищевыми культурами были кукуруза и картофель. Помимо этого, выращивалось еще около 40 видов полезных растений. Кроме платы податей, общинники должны были отбывать государственные йовинности: поддерживать сложную ирригационную систему, строить дороги, мосты, крепости и храмы. Женщины обязаны были прясть, ткать и приготовлять особый напиток для жрецов. Инкские ткани из шерсти и хлонка отличаются красотой и тонкостью отделки.

Больших успехов инки достигли в горном деле и обработке металлов. Они добывали медь, олово, серебро. Широко применяли бронзу. Из золота и серебра ювелиры изготовляли тончайшей работы украшения, изысканную утварь для храмов и дворцов. Архитектура инков отличалась массивностью, грандиозностью и художественной отделкой. Высокого мастерства достигли инки в изготовлении изделий керамики. Особенно искусно они делали сосуды в виде человеческих фигур и голов, разных животных и плодов. Несмотря на горный рельеф страны, город Куско — столица инков — был связан с самыми отдаленными районами хорошими дорогами, туннелями и мостами. Связь между различными центрами страны поддерживалась при помощи гонцов-бегунов, для чего на дорогах были расположены своеобразные почтовые станции с дежурными гонцами. Инки достигли также значительных успехов в астрономии и медицине. Различные сообщения, исторические факты и сведения о сборах податей передавались при помощи сложного узелкового письма — «квипу», которому юноши инков обучались в особых школах. На основании новейших исследований ученые пришли к выводу, что у инков наряду с узелковым существовало также картинное письмо.

Дальнейшее развитие культуры и общественного строя Инкского государства было прервано испанцами.

В 1532 г. отряды, предводительствуемые Франсиско Писарро, обманом и хитростью захватили в плен верховного Инку Атагуальпу, парализовав силу сопротивления индейских войск. Вскоре Атагуальпа понял, что испанцы были заинтересованы не в его обращении в «истинную веру христову», как они его убеждали, а в разграблении и захвате сокровищ Инкского государства. Тогда верховный Инка предложил Писарро богатый выкуп за свое освобождение из плена. Он обещал наполнить золотыми изделиями свою комнату шириной 4 м, длиной 6 м и высотой 2 ⅓ м, а соседнюю, несколько меньшую, — серебряными.

Во все концы государства были разосланы гонцы. Золото и серебро потекли рекой в жадные руки испанцев. Отовсюду стали приходить караваны носильщиков, тяжело нагруженных драгоценностями. Однако алчность захватчиков возрастала с каждым днем. Овладев этими богатствами, испанцы в 1533 г. Вероломно казнили Атагуальпу, захватили и разграбили столицу, а затем и всю страну. Так было разрушено государство инков и уничтожена его высокая культура.

В 1533 г. родственник Атагуальпы — Манко возглавил восстание против захватчиков и укрепился в горном районе Вилькапампа. Индейские воины к этому времени научились владеть оружием своих поработителей и искусству верховой езды.

После гибели Манко борьбу в течение 35 лет возглавляли его сыновья. Только в 1572 г. испанцам удалось подавить освободительную борьбу индейцев и казнить их вождя — Инку Тупак-Амару.

Упорное и длительное сопротивление оказали испанским захватчикам индейцы Чили, и в особенности арауканы, занимавшие территорию южнее реки Мауле. Этот мужественный и свободолюбивый народ, находившийся еще на стадии родового строя, сумел объединить все свои силы для борьбы с беспощадными завоевателями. Первая попытка испанцев закрепиться в Чили в 1535 г. окончилась поражением. В январе 1540 г. для завоевания непокорных индейских племен была отправлена экспедиция Педро де Вальдивия. Ему удалось дойти до реки Мауле, где он встретил ожесточенное сопротивление индейцев. Только через несколько лет упорной борьбы отряды Вальдивия смогли перейти реку Мауле и оттеснить араукан в глубь страны. Объединенные силы индейцев возглавил умный вождь, отважный и талантливый военачальник Кауполикан. Когда в 1553 г. испанские завоеватели возобновили продвижение на юг в надежде окончательно сломить сопротивление индейцев, Кауполикан, а затем его преемник Лаутаро нанесли испанцам поражение.

Конкистадор Вальдивия, прославившийся своей жестокостью, был захвачен арауканами в плени казнен. Четкая военная организация и сплоченность позволили арауканам долгие годы успешно отражать наступления испанских войск.

В 1612 г. испанцы, видя свое бессилие, были вынуждены прекратить борьбу и начать мирные переговоры с непокоренным племенем.

Однако алчность испанских конкистадоров не была удовлетворена. Огнем и мечом чони продолжали покорять и грабить новые территории. В поисках сокровищ испанцы вскрывали гробницы, разоряли святилища, отнимали драгоценные украшения у индейских жрецов и вождей.

Завоевание Америки сопровождалось неслыханными жестокостями. В ряде районов местное население было почти поголовно истреблено. Многие индейские племена совсем исчезли с лица земли. Обширные территории обезлюдели, как после чумы. Так, например, индейское население островов Пуэрто-Рико и Ямайка в 1509 г., когда там только появились испанцы, насчитывало 600 тыс. человек, а к 1542 г. их осталось не более 400 человек. Из многих сотен тысяч индейцев, населявших остров Гаити, уцелело всего лишь около 200 человек.

Оставшихся в живых индейцев испанские конкистадоры превращали в рабов и насильственно обращали в католическую веру. Некоторые «святые отцы», стремясь обосновать «законность» истребления и порабощения индейцев, доказывали, что индейцы — «бездушные существа, столь же неспособные воспринять святую веру, как и дикие звери».

Современник конкисты, ученый-монах Лас Касас, лично наблюдавший жестокости конкистадоров, писал: «Когда испанцы вступали в индейские поселения, жертвами их ярости становились старики, дети и женщины... Они загоняли индейцев, как стадо баранов, в огороженное пространство и соревновались друг с другом в том, кто ловче разрубит индейца пополам с одного удара... Они отрубали руки тем, кого не убивали, и издевались над ними, говоря: «Отнесите теперь письма убежавшим от нас в горы и леса». Еще более жестокому обращению подвергались индейские старейшины: их распинали на деревянных решетках и затем поджаривали на медленном огне...»

Беспощадным террором и зверствами конкистадоры стремились парализовать и сломить сопротивление индейского населения, которое никогда не прекращало борьбы против ненавистных испанских захватчиков.

Завоевание испанскими конкистадорами стран Нового Света — это кровавая история ограбления, истребления и порабощения народов Мексики, Центральной и Южной Америки, история гибели древнейших культур Америки и начала колониализма.