Люди и идеи Возрождения


XIV—XV вв. в культурной жизни Западной Европы, и прежде всего Италии, произошли большие перемены. Появились ученые, которые обратились в первую очередь к исследованию природы. Их работы положили начало современной науке. В предшествующие века наука почти не развивалась. Религия и церковь, всесильные в средние века, мешали развитию человеческой мысли и культуры. Средневековое искусство служило главным образом нуждам церкви. Самыми красивыми и величественными зданиями были церкви и соборы. Живописцы и скульпторы изображали бога, Христа, святых, ангелов, чертей, т. е. то, что никто и никогда не видел и не мог увидеть. Сюжетами икон обычно были библейские легенды. Святых изображали худыми и изможденными. Делалось это с целью внушить народу мысль, что святость связана с отказом от земных благ.

Господствующая верхушка в классовом обществе всегда старается всеми средствами заставить трудящихся повиноваться ей. Достигается это прежде всего принуждением, через органы государственной власти, полицию, суд, армию. Кроме того, для этой цели используется религия, наука, искусство.

В средние века господствующим классом были феодалы, эксплуатировавшие крепостных крестьян в деревне и зависимых от них ремесленников в городе. На страже прав и привилегий феодалов стояла христианская церковь. В Западной Европе это была католическая церковь, возглавляемая папой римским. Она учила, что все существующее в мире создано богом, а следовательно, им установлен и такой порядок, при котором одни должны властвовать и пользоваться всеми благами жизни, а другие — повиноваться своим господам и работать на них. Самой главной наукой в средние века считалось богословие, т. е. учение о боге и о том, почему он создал мир таким, каков он есть.

Почему же прежние взгляды на жизнь и прежние представления о мире перестали удовлетворять людей?

На смену господствующему классу феодалов приходил новый класс — буржуазия. Она была чрезвычайно предприимчива. Каждый хозяин мануфактуры (см. стр. 173) старался произвести товаров побольше и возможно дешевле, чтобы увеличить свои доходы и одолеть своих конкурентов. Для этого нужно было знать свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки. Буржуазия была заинтересована в изучении природы вещей и развитии техники. По сравнению с феодалами новый класс — буржуазия — был более прогрессивным для того времени. Новые, капиталистические формы хозяйства и новый общественный класс привели к появлению новых мыслей и идей.

Люди, развивавшие новые идеи, называли себя гуманистами, т. е. мыслителями, которые в центре своего внимания ставили человека (от латинского слова «гомо» — человек, «гуманус» — человеческий). Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.

Гуманисты стали вождями того общего культурного движения, которое называется эпохой Возрождения, или Ренессансом.

Свое название эта эпоха получила потому, что гуманистическая наука и искусство во многом были как бы непосредственным продолжением и возрождением науки и искусства, литературы и философии древних греков и римлян.

Наряду с изучением природы гуманисты выдвинули идею правдивого, т. е. реалистического, изображения в искусстве природы и человека. Они как противники феодализма подчеркивали, что достоинство человека зависит не от его происхождения, а от личных качеств и заслуг перед обществом. Художники Возрождения воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица, его индивидуальные особенности. Теперь талантливые архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы для богатых и знатных людей, а замечательные скульпторы и художники стали создавать статуи и картины, которые правдиво изображали людей и природу. Стала изменяться даже и церковная архитектура: церкви начали строить, как светские здания: красивые, светлые и просторные.

Оценивая эту эпоху в целом, Энгельс писал: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества... Только теперь, собственно, была открыта земля и положены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесел в мануфактуру, явившуюся, в свою очередь, исходным пунктом современной крупной промышленности. Духовная деятельность церкви была сломлена».

Гуманистическое просвещение и искусство Возрождения стали распространяться повсюду. Не было такой страны в Европе, которая бы не выдвинула представителей культуры Возрождения. Это — великие итальянские поэты Данте и Петрарка, прозаик Боккаччо, французский литератор Франсуа Рабле, испанец Мигель Сервантес, английский драматург Вильям Шекспир, испанский драматург Лопе де Вега, немецкие мыслители и литераторы Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и др.

Великий художник Возрождения Джотто положил начало реалистическому искусству Возрождения. Величайшие мастера этой эпохи — итальянцы Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Тициан, немцы Дюрер, Гольбейн Младший и др.— создали замечательные произведения искусства. Огромный вклад в науку сделали математики и астрономы, в том числе Галилео Галилей и гениальный польский астроном Николай Коперник, который доказал, что центром планетной системы является Солнце, а не Земля (см. т. 2 ДЭ, стр. 345—348). Подробная характеристика литературы и искусства эпохи Возрождения дана в 10-м томе ДЭ.