Великий шелковый путь


В 125 г. до н. э. после 12-летнего отсутствия в столицу Китая Лоян вернулся офицер дворцовой стражи Чжан Цянь с далекого Запада, куда его посылали с посольством (см. т. 1 ДЭ, стр. 283—286).

Император, двор, ученые и купцы, — словом, весь Лоян был потрясен его рассказами. Оказалось, что за Великой китайской стеной, за степями и пустынями, где безраздельными владыками были гунны, существуют могущественные государства, такие, как Хорезм (см. стр. 61), Согдиана и другие. Они обладают высокоразвитой самобытной культурой. Особенно удивило всех, что Чжан Цянь в Средней Азии видел китайские изделия, привезенные, по словам местных купцов, из Индии.

Правительство императора Уди (140—87 гг. до и. э.) решило непременно установить непосредственные связи со странами Средней Азии и Индией, а для этого нужно было разгромить гуннов и проложить через степи и пустыни удобные и безопасные пути. В 104 г. до н. э. китайские армии, миновав пустыню Такла-Макан, перевалили через Тянь-Шань и спустились в Ферганскую долину. Так установилась связь между великой цивилизацией Китая и Средней Азией, а через посредство последней со странами Средиземного моря и отчасти Индией.

Так возникла величайшая торговая и культурная магистраль древности и средневековья — Великий шелковый путь, пересекавший с востока на запад всю Азию. Своими многочисленными разветвлениями он охватил почти весь Старый Свет. Шелковый путь начинался в столице Китая Лояне.

К Лояну, а позже к новой столице Чанъаню (ныне Сиань в провинции Шэньси) сходились сухопутные дороги с северо-востока из Кореи и с юго-запада из провинции Сычуань. Особенно большое значение имели речные пути. Великие реки Китая — Хуанхэ, Янцзы, их притоки — реки Хань, Сян и Хуай образуют густую сеть удобных судоходных путей. Здесь в течение веков создавалась система водных путей. Она была завершена в самом начале VII в. н. э. строительством Великого канала. По этим рекам и каналам сновали мелкие лодки—сампаны, плавно двигались большие джонки с камышовыми парусами. Каждая джонка перевозила десятки тонн грузов: рис, шелка, собиравшиеся как налог с крестьян и ремесленников, рыбу, чай, всевозможные продукты плодородной долины Янцзы и Южного Китая, заморские редкости. Все привезенные богатства постепенно сосредоточивались в столице. Они расходовались на удовлетворение нужд и прихотей двора, на щедрые подачки императорским любимцам, жалованье чиновникам, на армию. Часть богатств отправляли в далекий путь на запад. От ворот Чанъаня по Великому шелковому пути шли купеческие караваны, в которых бывало иногда до 10 тыс. верблюдов, лошадей, мулов, навьюченных разнообразными товарами.

Тысячи копыт поднимали густое облако едкой желтоватой пыли, оно заволакивало все непроницаемым покровом, и только разноголосый рев животных, звон бубенцов, крики погонщиков, брань купцов да команда конвоя указывали, что идет большой караван с дорогими товарами.

Больше всего везли шелка — удобного для дальних перевозок, легкого и высокоценимого в древности и средние века товара. В шелка одевались римские и византийские вельможи, западноевропейские, иранские и арабские феодалы.

Караваны везли прославленную фарфоровую посуду — вазы, чаши, бокалы, блюда. В Западной Европе за китайский фарфор феодалы и богачи платили большие деньги. Считалось, что фарфоровый бокал может уберечь своего владельца от яда.

По Великому шелковому пути перевозили драгоценные камни, изделия из знаменитого китайского лака и многие другие редкостные вещи.

Караваны доставляли на Запад и необработанный шелк-сырец. Из него искусные ремесленники Бухары, Дамаска, Константинополя изготовляли замечательные ткани, славившиеся по всей Европе и Ближнему Востоку. Высоко ценилась и китайская бумага — одно из замечательных изобретений китайского технического гения. Примерно с X в. на Запад проникает чай, настой которого стал впоследствии национальным напитком многих стран Европы и Америки.

Пройдя Великую китайскую стену, караван подходил к Дуньхуану. Здесь перед ним открывались два пути: один огибал безводную пустыню Такла-Макан с юга, через Хотан на Кашгар, другой — с севера, через Турфан, Куча и далее, чаще всего тоже на Кашгар. Второй путь был богаче водой, чем первый, и проходил по более обжитым местам. У колодцев, ручьев, рек стояли глинобитные караван-сараи — постоялые дворы, где можно было отдохнуть, пополнить бурдюки водой или переждать под защитой китайского гарнизона, пока скроется шайка разбойников, мечтавших поживиться богатствами каравана.

От Кашгара караваны по разным перевалам проходили через Тянь-Шань и попадали в Среднюю Азию. Гораздо реже они направлялись в Индию, куда вел сложнейший путь, прозванный «Висячими перевалами», — по узеньким, повисшим на головокружительной высоте карнизам в горах Памира.

В Средней Азии — в Хорезме, Бухаре, Самарканде — китайские купцы продавали свои товары местным или приезжим торговцам и сами покупали то, что их интересовало. Дальше на запад китайские купцы не ездили, по крайней мере до нас не дошло об этом сведений.

Из Средней Азии в Китай пригоняли табуны лошадей, привозили оружие, хлопчатобумажные изделия, драгоценные металлы.

В Средней Азии Великий шелковый путь разветвлялся. Одна ветвь вела на Волгу, в Восточную Европу. Таким образом, товары Китая, Индии, Средней Азии достигали древней Руси: Тмутаракани, Киева, Новгорода, а позже и Москвы, в которой на торге был особый «индийский ряд», где торговали восточные, главным образом индийские, купцы. Другая ветвь Великого шелкового пути шла через территорию современного Афганистана в Индию. Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесь товары перегружались на корабли и попадали в Египет и страны Западной Европы — Византию, Италию и др.

С караванами на запад и восток по Великому шелковому пути шли купцы, паломники на богомолье, искатели приключений и легкой наживы, шли и простые труженики — ремесленники и земледельцы, проданные в рабство на чужбину или попавшие в плен. Например, в 751 г. н. э. войска Арабского халифата разбили на реке Талас китайскую армию и захватили ее обоз, в котором находились тысячи разнообразных специалистов, обслуживавших войско. С людьми из одной страны в другую проникали научные и технические достижения, хозяйственные навыки.

Вместе с торговыми связями ширились и крепли культурные связи между разными народами.

В Китай с запада, из Средней Азии, еще в древности были завезены виноград, фасоль, гранат и другие культурные растения. Из Китая по Великому шелковому пути везли на запад бумагу, шелк, порох.

В начале нашей эры в Китае стали известны многие культурные достижения индийского народа. Ученые древней Индии добились замечательных успехов в области математики, медицины, языкознания. Многие достижения индийских ученых были восприняты и развиты в Китае и обогатили китайскую науку.

В свою очередь научные сведения из Китая проникали в другие страны. В VII в. великий китайский ученый-географ и языковед Сюань Цзан совершил многолетнее путешествие по Великому шелковому пути из Китая в Индию и обратно на родину.

Официально он путешествовал для того, чтобы разыскать буддийские священные книги, но ученый пытливо изучал все, что попадалось на пути: города, растения, животных, но больше всего его интересовали люди, их жизнь, быт, верования.

Его записки о путешествии на Запад — ценнейший источник сведений по истории, географии и культуре стран, лежащих между Аральским морем и Индийским океаном.

Через шестьсот лет после путешествия Сюань Цзана картина древнего пути резко изменилась: вместо торговых караванов и мирных путешественников во весь опор неслись гонцы монгольских ханов, двигались отряды конницы, скрипели громадные, поставленные на колеса юрты татарских князей. Угрюмо шли толпы пленников — хорезмийцев, персов, грузин, армян, русских. По Великому шелковому пути текли в Монголию богатства, награбленные монгольскими захватчиками в Европе и Азии.

Монгольские завоеватели причинили неисчислимые бедствия миру: Восточная Европа, Китай и Западная Азия были разорены, старые торговые пути захирели. Купцы искали другие, более безопасные дороги: на передний план выдвинулся морской путь из Китая в Индию и на Ближний Восток.

В 1952 г. началось строительство железнодорожной магистрали Алма-Ата — Ланчжоу, дороги дружбы, как ее назвали китайцы. От Алма-Аты до советско-китайской границы дорога уже построена. Далее трасса во многих местах пройдет там, где когда-то лежал Великий шелковый путь. Из окон вагонов кое-где видны остатки древних укреплений, разрушенных караван-сараев — молчаливых свидетелей былой жизни древнего пути международной торговли.