Карл Маркс и русские революционеры


«Немного людей я так люблю и так уважаю, как его», — писал Карл Маркс об известном русском революционере-народнике Германе Лопатине, часто и неожиданно появлявшемся в скромной квартире Маркса и также часто и внезапно исчезавшем. И не просто большая дружба связывала этих людей. Маркс видел в своем молодом друге одного из героических русских революционеров.

Герман Лопатин не был марксистом, но он понимал огромное значение трудов Маркса для мирового революционного движения. По поручению своих петербургских товарищей он взялся за перевод основного труда Маркса — «Капитала» на русский язык. Это была трудная работа. Неожиданно помощь пришла от самого автора. Оказалось, что Маркс уже с начала 60-х гг. XIX в. упорно изучал русский язык. И изучал он его для того, чтобы читать в подлиннике произведения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Неотступно следить за развитием революционной борьбы в далекой России.

Сочинения Чернышевского приводили Маркса в восторг. Он видел в Николае Гавриловиче оригинального и глубокого мыслителя и вождя русских революционеров 60-х гг. Маркса чрезвычайно вол повала судьба Чернышевского, сосланного царским правительством на каторгу.

В 1870 г. Лопатин оставил работу над переводом I тома «Капитала», для того чтобы уехать в Сибирь и предпринять дерзкую попытку освободить Чернышевского из ссылки (см. стр. 463).

Работу Лопатина завершил другой переводчик, и в 1872 г. 1 том «Капитала» появился в русском переводе. Это был первый перевод труда Маркса на иностранный язык. Карл Маркс писал: «Б России, где «Капитал» больше читают и ценят, чем где бы то ни было, наш успех еще значительнее».

Многие русские революционеры-народники начали знакомиться с произведениями Маркса и Энгельса и пропагандировать их среди рабочих. Они излагали основные положения «Капитала» в специальных, так называемых «ряженых», брошюрах в виде сказок, аллегорических (иносказательных) повестей.

Одной из самых распространенных «ряженых» нелегальных книжек была «Сказка о Мудрице Наумовне» известного революционера С. Кравчинского.

В поисках мудреца, который бы научил, «как сделать, чтобы замолк стон народный, чтобы высохли слезы народные», герой сказки попадает к старцу Науму. Он знакомится с его дочерьми-бабочками, (революционными книжками), которые «летают по свету и учат людей уму-разуму», (занимаются революционной пропагандой). Одна из них, Мудрица Наумовна, помогает герою сказки облететь мир, посмотреть, как живут и борются рабочие люди в капиталистической Англии.

Раскрывая смысл этой аллегории, автор писал в конце своей «Сказки»: «Но которая из книжек была моей Мудрицей Наумовной — которая из них перенесла меня в Англию, которая показала мне, как живется английскому народу? Эта книжка, написанная одним из главных распространителей того самого международного союза рабочих, про который я говорил тебе не раз. Имя этому человеку — Карл Маркс, а называется эта книжка «Капитал».

Еще в 1870 г. русские революционеры, вынужденные уехать за границу из-за преследования царских властей, создали русскую секцию I Интернационала (см. стр. 388) и просили К. Маркса быть ее представителем в Генеральном Совете Интернационала, на что тот с радостью согласился.

Карл Маркс и его друг Фридрих Энгельс критиковали неверную утопическую теорию русских революционных народников. В то же время они восхищались героическим единоборством небольшой группы революционеров с царским режимом.

В беседе с народовольцем Николаем Морозовым Маркс говорил, что ему, как и большинству передовых людей Европы и Америки, дела русских революционеров представлялись «чем-то совершенно сказочным, похожим на фантастические романы».

К. Маркс вдохновлял на борьбу и первых рабочих-революционеров. И ткач Петр Алексеев, и столяр Степан Халтурин, и другие читали его сочинения, а один из организаторов «Северного союза русских рабочих» — Виктор Обнорский встречался с Марксом за границей.

Группа рабочих, входивших в партию «Народная воля», обратилась с письмом к Марксу:

«Гражданин!

Класс передовой интеллигенции России, всегда внимательно следящий за идейным развитием Европы и чутко реагирующий на него, с восторгом встретил появление Ваших научных работ. Лучшие тенденции русской жизни нашли в них свое научное подтверждение. «Капитал» сделался настольной книгой образованных людей... что касается нас, уважаемый гражданин, то, зная, с каким интересом Вы следили за всеми стадиями борьбы русских революционеров, мы рады возможности констатировать ныне, что самое тяжелое время этой борьбы уже миновало... Мы счастливы выразить Вам, уважаемый гражданин, чувство глубокого уважения от имени всей социально-революционной партии в России».

Маркс внимательно прочел «Программу рабочих членов партии «Народная воля» и сделал пометки, собираясь вернуть ее со своими замечаниями авторам.

Маркс считал, что после реформы 1861 г. Россия находится накануне революции. В 1882 г. в предисловии к новому изданию «Коммунистического манифеста» он вместе с Ф. Энгельсом написал: «...Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе».

Многие русские революционеры побывали у Карла Маркса, беседовали с ним. Еще больше было таких, которые изучали его сочинения и постепенно убеждались в правоте марксизма, освобождались от своих неверных, утопических представлений о народе и революции и делались марксистами.

Уже в начале 80-х гг. марксизм начал вытеснять утопическое народническое учение, распространенное в среде русских революционеров.