Конго под властью колонизаторов


Первыми колонизаторами, начавшими закабаление народов Африки, были португальцы, чьи каравеллы в 1484 г. вошли в устье реки Конго. Но до последних десятилетий XIX в. ни Португалии, ни какой-либо другой европейской державе не удавалось подчинить Конго. Это объясняется многими причинами: упорным сопротивлением африканцев, тяжелыми условиями жаркого и влажного климата, громадными непроходимыми тропическими лесами и трудностями судоходства на порожистой реке Конго. Однако население этой огромной страны (1/12 часть всего африканского континента), так же как население всей Африки, сильно пострадало от работорговли (см. стр. 302).

Во второй половине XIX в. капиталисты европейских держав стали интересоваться Африкой как источником сырья и рынком для сбыта продукции европейской промышленности.

К концу XIX в. Англия, Франция, Германия уже захватили в Африке значительные колонии. Бельгийские капиталисты, среди них и бельгийский король Леопольд II, мечтали стать владельцами африканских колоний.

Территория современного Конго долгое время оставалась неисследованной. Но вот в 1869 г. в тропическую Африку на поиски знаменитого путешественника Ливингстона (см. т. 1 ДЭ, стр. 383) отправился корреспондент американской газеты «Нью-Йорк геральд» Г. Стэнли. Он был первым исследователем бассейна реки Конго и первым колонизатором этого района.

Когда Стэнли возвратился из своего первого путешествия по Африке, в Марселе его уже ждали с предложениями два представителя бельгийского короля. И во второе свое путешествие Стэнли отправился как исполнитель колониалистских планов Леопольда II. Большой отряд Стэнли действовал насилием, хитростью и обманом. Еще во время первого путешествия Стэнли заключил более 450 «договоров» с вождями многочисленных племен, населявших бассейн реки Конго. Ставя крест на бумагах, составленных на непонятном для них языке, вожди племен не имели представления, что этим они лишают своих соплеменников свободы и земли. Тех, кто отказывался добровольно принять господство белых, убивали. Иногда колонизаторы уничтожали целые деревни. В своей книге «В дебрях Африки» Стэнли, как о чем-то совершенно естественном, рассказывал, что жители деревень в страхе убегали в леса при их приближении. В отместку он приказывал выкапывать выращенный населением маниоку, чтобы обречь людей на голодную смерть.

Стэнли и пришедшие с ним бельгийские колонизаторы заставляли африканцев строить военные укрепления, которые стали опорными пунктами колонизации.

Бельгия была недостаточно сильным государством, чтобы открыто присвоить себе все исследованные Стэнли области. Кроме того, на пути Бельгии стояли колонизаторы Англии, Франции и Германии. Они были не прочь поживиться богатыми землями. Поэтому после Берлинской конференции, на которую в 1884—1885 гг. колонизаторы собрались для раздела захваченных африканских стран, Конго объявили «Свободным государством». В нем беспрепятственно могли торговать все европейские державы. Это был хитрый маневр, чтобы закрепиться в Конго. Леопольд II стал владельцем и «опекуном» огромной территории, население которой в несколько раз превышало бельгийское.

Первыми помощниками колонизаторов были монахи-миссионеры, проповедовавшие христианскую религию. В свое время они проложили путь работорговцам. Теперь они подготовляли почву для захвата колоний. Миссионеры подчиняли своему влиянию вождей племен, мелких африканских царьков. Через них миссионеры оказывали воздействие на все племя. За бесценок «святые отцы» скупали земли и облагали налогами обращенных в христианскую веру африканцев. Они строили школы, но, обучая грамоте, монахи старались превратить своих учеников в верных слуг церкви и колонизаторов. Ученикам внушали трепетный страх перед богом и белыми людьми. Миссионеры помогали укреплять колониальный режим и сами всегда были угнетателями африканских народов. Африканцы очень метко говорили о миссионерах: «Белые дали нам бога, но отняли землю».

Обширные земли, лежащие в бассейне реки Конго, населяли многочисленные племена. Жизнь конголезцев была нелегкой: борьба с природой поглощала много сил. Густые тропические леса затрудняли общение племен. Но некоторые из племен имели много общего в образе жизни, обычаях, языке. Подавляющее большинство жителей занималось подсечно-огневым земледелием. Это — трудное дело, особенно в условиях тропической природы, где постоянно приходится бороться с наступающей буйной растительностью. Мужчины очищали лесные участки от кустарника, подрубали корни деревьев, а когда деревья засыхали, участок выжигали. Земля, удобренная золой, обрабатывалась с помощью мотыги, и на одном и том же месте в течение нескольких лет подряд сеяли, пока не истощалась почва. Затем приходилось расчищать новый участок. Посадкой растений, уходом за ними и сбором урожая занимались женщины.

Сажали здесь корнеплоды — ямс и маниоку, различные овощи. Сеяли просо, сорго, кукурузу, бобы, земляные орехи. Землю от леса расчищать было трудно, поэтому она использовалась экономно. Например, вместе с маниокой, который высаживается на расстоянии примерно одного-двух метров между растениями, сажали бобы или кукурузу.

Животноводством в Конго почти не занимались: крупный рогатый скот в этих местах гибнет от мухи цеце. Поэтому в пищу употребляли не животные жиры, а растительное масло, чаще всего пальмовое. Из сока пальм и сахарного тростника делали различные напитки. Разнообразные кушанья готовились из бананов. Мужчины занимались охотой на антилоп, слонов, бегемотов и других животных, а также рыбной ловлей. Африканцы — смелые охотники и умелые рыболовы. Среди конголезцев было много искусных ремесленников. Некоторым умельцам был известен секрет плавки и обработки металлов, особенно меди, которой много в стране.

В домах жителей Конго часто можно было встретить различные деревянные изделия, украшенные тонкой резьбой: скамеечки, подголовники, употребляемые вместо подушек, тарелки, ложки, чаши, табуреты. Особенно славился работами по дереву народ балуба.

Очень распространено было ткачество и художественное плетение. Ткани делали из волокон пальмы рафии. Поэтому говорят, что пальма кормит, поит и одевает африканцев.

Все африканцы очень любят петь и танцевать. У них много своеобразных музыкальных инструментов. Особенно виртуозно они играют на барабанах. Танцы африканцев очень разнообразны и выразительны.

Колонизация совсем прекратила развитие самобытной культуры народов Африки, и в том числе Конго.

Бельгийские капиталисты стали вывозить из Конго в Бельгию каучук и слоновую кость. Колонизаторы подвергали африканцев беспощадной эксплуатации и страшным издевательствам. Они принуждали население доставлять каучук и разнообразные продукты, устанавливая при этом непомерно высокие нормы сбора. В некоторых случаях африканцев, приносивших плохо заготовленный каучук, силой заставляли его есть. Бельгийский суд однажды торжественно провозгласил, что глотание каучука не может вызвать болезни. Если же африканцы, глотавшие каучук, заболевали и умирали, то объясняется это тем, что они были раньше больны.

За невыполнение норм сбора каучука африканцев били плетьми, отрубали им правую руку или убивали. Иногда для устрашения сжигали целые поселения.

Сбором каучука от населения занимались хорошо вооруженные солдаты под командованием бельгийских офицеров. Африканцам, вооруженным луками и стрелами, трудно было сопротивляться, и в столкновениях они обычно терпели поражение.

Живший в Конго в 1895 г. миссионер Джозеф Кларк писал: «Я хочу сообщить вам о действиях сторожевых отрядов. Вы помните, что не так давно они захватили одиннадцать лодок и расстреляли несколько человек из племени икоко. В качестве доказательства расправы они принесли несколько отрубленных рук, из которых три были ручонками маленьких детей. От одного гребца мы узнали, что один ребенок был жив, когда ему отрубили руку, и лежит в кустах. Я послал туда своих людей, чтобы убедиться в этом, и они принесли мне маленькую девочку. Правая рука у нее была отрублена; девочку бросили на произвол судьбы умирать от раны».

О чудовищном изуверстве колонизаторов рассказывает и английский путешественник Э. Дж. Глейн: «Двадцать одна отрубленная человеческая голова доставлена в Стенли-Фолс и использована капитаном Ромом в качестве бордюра для цветочных клумб, расположенных перед его домом».

Сведения об ужасающих жестокостях в Конго под «опекой» Леопольда II дошли до Европы. Под давлением европейского общественного мнения и настойчивых требований капиталистов других стран, жаждавших участвовать в эксплуатации богатств Конго, Леопольд II вынужден был отказаться от единоличного владения колонией. В 1908 г. он передал ее правительству Бельгии, но это не принесло существенных изменений. В результате «леопольдовского режима» население Конго уменьшилось почти на 7 млн., исчезли целые племена, масса людей была искалечена.

Доведенные до отчаяния жители бежали в гущу лесов, где погибали от тропических болезней и голода.

Позднее колонизаторы заинтересовались также богатствами недр Конго. В начале XX в. здесь стали добывать сначала золото, а затем алмазы и медь. Африканцев насильно заставляли работать в рудниках. Рабочих держали за колючей проволокой, платили им мало, кормили впроголодь и беспощадно били. За неповиновение надсмотрщикам африканцев заковывали в кандалы и сажали в тюрьмы.

В Европе увеличился спрос на так называемые колониальные товары: кофе, какао, сахарный тростник. Ловкие предприниматели поняли, что эти товары можно не только за бесценок скупать у местного населения, но и выращивать их на плантациях, где даром будут работать те же африканцы.

Постепенно европейцы стали отбирать у местного населения самые плодородные земли и создавать плантационные хозяйства.

Чем больше сырья требовалось европейской промышленности, тем энергичнее шла разведка богатств недр Конго. Там были обнаружены, помимо золота, алмазов и меди, железо, олово, цинк, много редких цветных металлов, каменный уголь и уран. Конго и, особенно, входящую в его состав Катангу называют «геологическим чудом». Вот почему капиталисты Бельгии и связанные с ними общими интересами капиталисты Франции, США и других стран до сих пор стараются сохранить в Конго колониальный режим.

Борьба африканских народов против порабощения никогда не утихала, но она носила неорганизованный характер и кончалась поражениями. Но уже после войны 1914—1918 гг. и, особенно, после второй мировой войны народы Конго стали настойчиво добиваться независимости. Бельгийское правительство и другие колонизаторы поняли что на одном насилии дольше удержаться нельзя, восставший народ выгонит их из своей страны. И вот 39 июня 1960 г. конголезский народ завоевал для своей родины право называться Республикой Конго. Но колонизаторы тут же организовали заговор против молодой республики.

Их прислужники зверски убили главу конголезского правительства Патриса Лумумбу. Всеми средствами колонизаторы стремятся удержать свои богатства и сохранить влияние в Конго.