Начало революционной деятельности В. И. Ленина


Владимир Ильич Ленин вырос в передовой для своего времени семье: его родители принадлежали к разночинной интеллигенции. Отец — Илья Николаевич Ульянов, выходец из народа, был талантливым педагогом, он все свои силы и знания отдавал делу народного просвещения: организовывал школы в деревнях и селах, чтобы обучать грамоте крестьянских детей. Это был человек, беспредельно преданный долгу, высоким идеалам, скромный, строго относившийся к себе и своим обязанностям. Много внимания И. Н. Ульянов уделял просвещению угнетенных царизмом нерусских народов Поволжья, неустанно заботился об организации школ для них.

Вся жизнь отца, его энергия, способность целиком отдаваться любимому делу, внимательное отношение к людям труда были замечательным примером для юного Ленина.

Мать Владимира Ильича — Мария Александровна — была дочерью врача. Она выросла в деревне. Чуткая к нуждам народа, она мечтала о его просвещении и готовилась стать учительницей начальной школы.

В дружной семье Ульяновых было шестеро детей. Родители прививали им любовь к знаниям, растили их честными, отзывчивыми, трудолюбивыми. Большое влияние на Владимира Ильича оказал его старший брат Александр— одаренный юноша, отличавшийся твердой волей и огромной трудоспособностью. Александр чутко относился к людям и остро переживал всякую несправедливость. Володя во всем старался быть похожим на брата.

Детство и юность В. И. Ленина прошли в Поволжье. Он рано стал задумываться над окружающей его жизнью. Юноша видел, каким бесправным было положение рабочих и крестьян, в какой бедности они жили, хотя работали от зари до зари. Он внимательно слушал рассказы отца, много бывавшего в деревне, о темноте и невежестве крестьян, о самоуправстве властей, униженном положении нерусских народов. Все это вызывало в нем возмущение и гнев. Сердце его было полно горячей любовью ко всем трудящимся, ко всем угнетенным.

Однажды Володя Ульянов узнал о том, что один очень способный чувашский учитель не может поступить в университет, потому что не имеет аттестата зрелости. Самостоятельно подготовиться к экзамену по греческому и латинскому языкам он не мог, а на репетитора не было денег. Володя Ульянов взялся бесплатно подготовить учителя-чуваша к экзамену на аттестат зрелости. Они занимались в течение полутора лет, и в результате ученик юного Ленина успешно сдал экзамен и поступил в университет.

Владимир Ульянов много читал. Он прекрасно знал Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого. Сочинения революционных демократов — Белинского, Герцена, Чернышевского, Писарева, Добролюбова — пробуждали в нем ненависть к самодержавию, он жадно впитывал революционный дух этих сочинений. Не вынося лжи и ханжества, Владимир в 16 лет был уже убежденным атеистом. Революционные настроения юноши проявлялись даже в его гимназических работах. Как-то директор гимназии, который преподавал русскую словесность, возвращая Владимиру его тетрадь, сказал недовольным тоном:  «О каких это угнетенных классах вы тут пишете, при чем это тут?»

В юные годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые испытания. Пятнадцати лет он лишился отца, а семнадцати—старшего брата. Александр Ульянов был революционером. Весной 1887 г. его арестовали и затем казнили за участие в подготовке покушения на царя. Казнь горячо любимого брата потрясла Владимира. Вместе с тем она заставила юношу задуматься о путях борьбы. Он убедился, что борьба в одиночку, хотя и героическая, не может достичь цели. Преклоняясь перед светлой памятью брата, его самоотверженностью и мужеством, Владимир, однако, отверг избранный им путь террора. «Нет, мы пойдем не таким путем,— твердо решил он, — не таким путем надо идти».

Владимир в это время учился в последнем классе гимназии. Преодолевая глубокое горе, он блестяще сдает экзамен на аттестат зрелости и получает золотую медаль.

Твердо решив посвятить себя революционной деятельности, он поступил в Казанский университет на юридический факультет, где изучались общественные дисциплины. В университете он сразу установил связь с передовыми студентами и стал активно участвовать в революционном студенческом кружке. В первых числах декабря 1887 г. за участие в студенческих волнениях Владимир Ульянов был арестован и исключен из университета, а затем выслан из Казани в деревню Кокушкино, Казанской губернии, под негласный надзор полиции. Когда юношу везли в тюрьму, между ним и сопровождавшим его полицейским приставом произошел примечательный разговор. «Ну что вы бунтуете, молодой человек,— ведь Стена!» — назидательно говорил пристав. «Стена, да гнилая,— ткни, и развалится!» — смело ответил юноша. И в тюремной камере на вопросы товарищей, что он будет делать после освобождения, Владимир твердо заявил: перед ним одна дорога — революционная борьба.

С тех пор он всю свою жизнь посвятил делу борьбы против самодержавия и капитализма, делу освобождения трудящихся от гнета и эксплуатации.

В ссылке Ленин усиленно занимался. Позднее он вспоминал, что никогда так много не читал, как в это время: «Это было чтение запоем с раннего утра до позднего часа». Особенно глубоко Владимир Ильич изучал произведения Чернышевского и Добролюбова, составлял конспекты, делал выписки. Роман Чернышевского «Что делать?» перечитал раз пять, находя в нем все новые и новые волнующие мысли.

Осенью 1888 г. Владимиру Ильичу было разрешено вернуться в Казань. Здесь он вступил в нелегальный (тайный) революционный кружок, изучавший произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Молодой Ленин страстно искал ответ на вопрос: каковы должны быть пути освобождения трудящихся? Этот ответ он нашел в учении Маркса. Юноша с увлечением овладевает марксистской теорией, тщательно изучает главный труд Маркса — «Капитал», в котором гениально доказана неизбежность гибели капитализма и победы социализма. Маркс говорил о величайшей роли рабочего класса, который, взяв власть в свои руки, создаст новое, социалистическое общество. Но Ленин не только изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, он с позиций марксизма оценивал положение в России. Ленин понял, что русский рабочий класс — самый революционный класс, он поведет борьбу со старым строем и победит. В рабочем классе России молодой Ленин увидел ту революционную силу, которая способна освободить себя и весь народ от гнета царизма, от капиталистической эксплуатации.

Осенью 1889 г. семья Ульяновых поселилась в Самаре (ныне город Куйбышев). И здесь, в Самаре, Владимир Ильич устанавливает связь с местными революционерами, вступает в нелегальный кружок. Этот кружок печатал и распространял нелегальные революционные издания, вел работу среди учащейся молодежи, имел связи с отдельными революционно настроенными рабочими.

Среди участников самарских революционных кружков были широко распространены тогда народнические взгляды (см. стр. 524). Ленин повел решительную борьбу с ними, отстаивая и пропагандируя великое марксистское учение. На собраниях кружка, в докладах, статьях он разоблачал вред народничества для развития революционного движения в России.

Ленин организовал первый в Самаре кружок марксистов, в котором изучали произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, работы Плеханова (см. стр. . 538). Члены этого кружка стали активными пропагандистами марксизма. Владимир Ильич перевел с немецкого на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Рукопись этого перевода читали в кружках революционной молодежи. Ленин установил связи и с марксистами ряда городов Поволжья.

Царские власти не разрешали Владимиру Ильичу учиться ни в одном из университетов. Тогда, после долгих ходатайств, он добился разрешения держать экзамен за университетский курс экстерном. За полтора года он самостоятельно подготовился к экзаменам и в 1891 г. блестяще сдал их при Петербургском университете, получив высшие оценки по всем предметам. Ему был присужден диплом первой степени.

Поездки в Петербург для сдачи экзаменов Владимир Ильич использовал и для того, чтобы связаться с марксистами столицы и через них запастись марксистской литературой.

После сдачи экзаменов за юридический факультет Ленин как адвокат выступал в Самарском суде. Он старался вести дела главным образом крестьян-бедняков. Но не адвокатская деятельность занимала его. Все свои силы и все время он отдавал глубокому изучению марксизма, подготовке к активной революционной работе.

Годы жизни в Казани и Самаре имели огромное значение для дальнейшей деятельности Ленина. В эти годы сложились и оформились его марксистские убеждения. Но Владимир Ильич стремился в крупный промышленный центр, чтобы развернуть революционную деятельность среди рабочих. С этой целью в августе 1893 г. он выехал в Петербург.