Группа «Освобождение труда»


Швейцария, Женева, 25 сентября 1883 г. В этот день пять русских эмигрантов-революционеров объявили об издании «Библиотеки современного социализма» и тем положили начало группе «Освобождение труда», первой русской марксистской организации.

Имена этих пятерых неоднократно встречаются в это время в секретных донесениях царской охранки.

Особенно интересуются жандармы одним из них, скрывающимся под революционной кличкой «Жорж». За поимку его обещана крупная сумма в 500 рублей.

Жорж — Георгий Валентинович Плеханов. Ему нет еще и 30 лет, но за его плечами большой опыт революционной работы. Это он — крупный народник, один из руководителей организации «Земля и воля», а затем «Черный передел», это он в 1876 г. в самом центре Петербурга во время демонстрации у Казанского собора произнес смелую революционную речь.

Среди важных государственных преступников числятся и друзья Плеханова — П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, Н. В. Игнатов. Все они в прошлом известные народники, а Вера Засулич взбудоражила всю Россию в 1878 г. своим выстрелом в царского палача генерала Трепова.

После казни царя народовольцами 1 марта 1881 г. (см. стр. 526) в стране воцарилась черная разнузданная реакция.

Многие революционеры-народники либо погибли на эшафоте и каторге, либо были заживо погребены в тюремных казематах и сибирских снегах. Оставшиеся разбрелись, переживая, каждый по-своему, тяжелый душевный кризис. Одни продолжали бесцельные покушения на царя и его сатрапов, другие совсем отошли от борьбы.

Некоторые революционеры, скрываясь от полиции, бежали за границу, главным образом в Швейцарию.

В 80-х гг., в новых исторических условиях, народничество начало превращаться из революционного течения в либеральное. Либеральные народники отказались от революционной борьбы. Они призывали примириться с царизмом и добиваться от него лишь мелких уступок, которые не могли коренным образом изменить жизнь народа.

В такой обстановке Плеханов и его друзья мучительно искали новых путей революционной борьбы.

Глубоко изучая труды Карла Маркса, наблюдая за развитием рабочего движения в Европе, они первыми нашли правильный путь. Плеханов и его товарищи отвергли народническое учение и обратились к великому учению Маркса, дерзнули направить русское революционное движение по новому руслу. В длинные осенние вечера 1883 г., собираясь на квартире Плеханова или в дешевых женевских ресторанчиках, они размышляют, спорят, мечтают, говорят о предстоящей борьбе.

Так родилось решение: переводить на русский язык и распространять в России важнейшие произведения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, издавать книги и брошюры для русской интеллигенции и рабочих с критикой народнических теорий.

Борьба была трудной. Предстояло выдержать жестокую схватку с вчерашними друзьями-на-родниками. Большинство эмигрантов-народников встретило появление новой группы враждебно. Многие обвиняли плехановцев в измене революционному делу потому, что они хотели «вместо кучки революционеров-террористов поднять на революционную борьбу рабочий класс». Группа была Совсем маленькой, к тому же не хватало средств для того, чтобы поставить работу на «широкую ногу». На первых порах выручали деньги, пожертвованные одним из членов группы «Освобождение труда» — Н. В. Игнатовым: ему принадлежала доля в небольшом пароходном предприятии. Игнатов был тяжело болен, однако пренебрегал лечением ради общего дела. Деньги Игнатова скоро иссякли. Нужда преследовала революционеров. Не хватало денег на питание, на оплату квартиры.

Однако работа продолжалась.

Признанным руководителем и душой группы был Г. В. Плеханов. На его плечах лежала прежде всего вся теоретическая и литературная работа. Часто он читал доклады перед русскими студентами в разных городах Швейцарии. На многочисленных диспутах и дискуссиях, где первым российским марксистам приходилось скрещивать оружие с разнообразными противниками, Плеханов был незаменим. Огромная эрудиция, глубина мысли, бурная революционная страсть, тонкое остроумие и превосходная литературная речь покоряли слушателей. Плеханов был профессиональным революционером, пламенным трибуном и талантливым ученым.

Еще в 1882 г. Плеханов перевел на русский язык и издал «Манифест Коммунистической партии» с предисловием Маркса и Энгельса (см. стр. 358). «Лично о себе могу сказать, — писал Георгий Валентинович, — что чтение «Коммунистического Манифеста» составляет эпоху в моей жизни. Я был вдохновлен «Манифестом» и тотчас же решил перевести его на русский язык».

Сочинения Маркса и Энгельса переводили также В. И. Засулич и П. Б. Аксельрод. Засулич, кроме этого, вела большую и разнообразную переписку группы, Аксельрод выступал с докладами в разных городах Швейцарии перед русскими эмигрантами. Л. Г. Дейч выполнял все организационные и административные функции группы «Освобождение труда», организовывал работу типографии и распространение изданной литературы.

Установить связи с родиной, с революционным движением в самой России было неимоверно трудно. И все же надежные люди в чемоданах с двойным дном или тайком через пограничные леса переправляли в Россию нелегальную литературу. И уже вскоре при обыске у московских рабочих жандармы обнаруживают текст программы группы «Освобождение труда», а также произведения Плеханова.

Плеханов не ограничивался переводом трудов Маркса и Энгельса. Он сумел дать анализ русской действительности с марксистских позиций.

Книги Плеханова, в которых он критиковал народничество, оказывали огромное влияние на передовую молодежь России. За тысячи верст от Женевы, на Волге, с ними знакомился молодой революционер Владимир Ульянов.

Вопреки народникам (см. стр. 523) Плеханов доказывал, что в России происходит развитие капитализма. Вместе с ростом фабрик и заводов растет и формируется рабочий класс. Плеханов и его товарищи считали, что главной революционной силой является не крестьянство, как думали народники, а пролетариат и только под руководством пролетариата может быть свергнуто самодержавие. Поэтому революционеры должны развернуть пропаганду научного социализма прежде всего среди рабочих и создать рабочую социалистическую партию.

Далеко не все соглашались с Плехановым. Многие, прочитав его книгу «Социализм и политическая борьба», яростно возражали. На все обвинения Плеханов ответил новой книгой — «Наши разногласия», где показал, что развитие капитализма в России, рост пролетариата и рабочего движения — неопровержимый факт.

Стена недоверия и враждебности к первым марксистам разрушалась, росло с каждым месяцем влияние группы, увеличивалось число ее сторонников. «Я был весь охвачен этими новыми идеями, потрясен до глубины своего сознания и чувства,— писал впоследствии один из старейших членов московской организации большевиков Мицкевич.— После «Наших разногласий» я перечитал вновь «Манифест Коммунистической партии» и теперь уже понял его по-новому. Новое, огромное впечатление он произвел на меня. Я начинал понимать основы великой теории Маркса, я становился марксистом и уже на всю жизнь».

С появлением книг Плеханова старые народнические «учителя жизни» потеряли свое прежнее влияние на революционную молодежь. Этому способствовало и распространение двух проектов программы группы «Освобождение труда», также написанных Плехановым и развивавших учение Маркса применительно к условиям русской жизни.

Как-то в Женеву пришло письмо из Петербурга — там образовался самостоятельный марксистский кружок во главе с Дмитрием Благоевым. Петербуржцы прислали на суд старших товарищей свою программу, а главное, просили прислать книг «как можно больше и скорее». Плеханов с воодушевлением начал переписку с благоевцами.

В трудной борьбе группа «Освобождение труда» чувствовала товарищескую поддержку Ф. Энгельса, лично знакомого с Плехановым и Засулич. Сохранилась дружеская переписка между ними. Энгельс, получив книгу Плеханова «Наши разногласия», писал в 1885 г. Засулич: «Я горжусь тем, что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса... Сам Маркс был бы также горд этим, если бы прожил немного дольше». В 1889 г. на Парижском конгрессе II Интернационала (см. стр. 600) Плеханов произнес исторические слова: «Революционное движение в России восторжествует только как революционное движение рабочих. Другого выхода у нас нет и быть не может».

Прошло несколько лет. В 1895 г, В. И. Ленин за границей впервые встретился с Г. В. Плехановым и его соратниками. Обратно на родину Владимир Ильич возвращался с грузом нелегальной литературы и планом совместной борьбы социал-демократов в России и за границей.

Ленин высоко оценивал работы Г. В. Плеханова и писал, что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма».

Группа «Освобождение труда» теоретически основала русскую социал-демократию и сделала лишь первый шаг навстречу рабочему движению. Практически с массовым рабочим движением она не была еще связана. С созданием в Петербурге ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (см. стр. 542) началось слияние научного социализма с рабочим движением, наступил следующий, более высокий этап развития марксизма и рабочего революционного движения в России. После организации Лениным редакции газеты «Искра» Плеханов, Аксельрод и Засулич вошли в ее состав. Группа «Освобождение труда» прекратила свою деятельность.

Позднее «плехановцы» разошлись с Лениным, стали меньшевиками (см. стр. 554). Их отход от марксизма объясняется тем, что они неверно представляли себе расстановку классовых сил в предстоящей революции, не видели в крестьянстве важной революционной силы и основного союзника пролетариата. В некоторых своих произведениях Плеханов отрицал революционную роль крестьянства и считал, что союзником пролетариата в революции может стать либеральная буржуазия.

Но двадцатилетнее существование группы «Освобождение труда» сыграло большую положительную роль в распространении марксизма в России и оставило заметный след в русском и международном рабочем социалистическом движении. Группа «Освобождение труда», по словам В. И. Ленина, «основала русскую социал-демократию», много сделала для теоретического и практического развития социал-демократического движения, передала ему «громадный запас теоретических знаний, широкий политический кругозор, богатый революционный опыт».