Как строился Панамский канал


Тонкая голубая линия на карте Панамы перерезает узкий перешеек между материками Южной и Северной Америки. Эта линия обозначает Панамский канал — водную дорогу длиной в 81—82 км, на многие тысячи километров сократившую путь кораблям между восточным и западным побережьями Америки.

Панамский перешеек, удобный для сооружения межокеанского канала, издавна привлекал взоры европейских колонизаторов. В 1879 г. французские дельцы создали компанию по строительству Панамского канала. Чтобы собрать необходимые денежные средства, канал шумно рекламировали, и около полумиллиона французов вложили свои сбережения в строительство, рассчитывая на будущие доходы от канала. Однако через два года взяточничество, чудовищные хищения и растраты опустошили кассу французской компании. Дальше строить было не на что. Тысячи вкладчиков потеряли свои деньги, многие из них были разорены. Разыгрался грандиозный скандал. «Слава» мошенников-дельцов облетела весь свет. С тех пор всякое крупное мошенничество называют словом «панама».

Капиталисты США, ставших в конце XIX в. крупной империалистической державой, стремились завладеть межокеанским каналом. К этому времени прогоревшие французские предприниматели сами готовы были убраться из Панамы, уступив свою собственность новым хозяевам за большую сумму. В 1902 г. США купили концессию французской компании. Но на пути американских империалистов возникло препятствие. В начале XX в. территория Панамы входила в состав государства Колумбия. США угрозами и шантажом вынуждали Колумбию отдать им Панамский перешеек для сооружения канала. Колумбийские патриоты этому воспротивились. Тогда США направили к перешейку свои военные корабли. Одновременно американские империалисты с помощью своей агентуры, подкупив панамский гарнизон, организовали переворот. Мятежники объявили об отделении Панамы от Колумбии и провозгласили в ноябре 1903 г. «независимость» страны.

О том, что мятеж — дело рук американских империалистов, свидетельствовал и такой факт. Еще за несколько часов до начала восстания помощник государственного секретаря (министра иностранных дел) США дал телеграмму американским консулам в городах Панама и Колон: «Сообщают о восстании на перешейке. Информируйте департамент быстро, подробно». Однако восстание еще не началось — телеграмма оказалась преждевременной. Американская дипломатия сама разоблачила свою неприглядную роль организаторов мятежа в Панаме.

Через две недели после объявления «независимости» Панамы правительство США подписало со своими ставленниками кабальный договор, согласно которому США стали полными хозяевами зоны Панамского канала, переданной им в бессрочное пользование.

На строительство канала было согнано несколько десятков тысяч панамцев, негров с островов Вест-Индии и китайцев. «Каждый обязан был работать до полного изнеможения... Работа была очень тяжелая. Особенного напряжения требовала выемка глины в болотистой местности. Во время сильной жары от болот поднимались удушливые испарения. Тучи комаров осаждали рабочих. На строительстве свирепствовали черная оспа и тропическая лихорадка. Весь заработок рабочих возвращался в карманы подрядчиков, которые были одновременно владельцами продуктовых лавок. Выбраться из этого ада было совершенно невозможно... Многие пытались бежать со строительства, однако их возвращали и ставили в еще более худшие условия, а за малейшее сопротивление расстреливали без суда»,— вспоминал один из участников строительства.

Десять лет, с 1904 по 1914 г., строили канал. За эти годы десятки тысяч рабочих погибли от малярии, непосильного труда и голода.

Панамский канал приносит США огромные доходы. С 1914 по 1954 г. они получили около 735 млн. долларов прибыли. Панамский канал имеет огромное стратегическое значение. Благодаря ему США получили возможность быстро перебрасывать свой военно-морской флот из одного океана в другой.

После второй мировой войны и в Панаме усилилась борьба за изгнание империалистов США из зоны канала.