Суд над Тилаком и бомбейская забастовка в июле 1908 года


В здании парламента Республики Индии в Дели есть галерея портретов выдающихся борцов за свободу народа. Среди них портрет человека в национальной одежде маратхов. Волевое лицо, высокий лоб, внимательные умные глаза, пышные усы с сединой... Это — Бал Гангадхар Тилак.

Кто он? Почему столетний юбилей его рождения так широко отмечался в 1956 г. не только в Индии, но и за ее рубежами?

В 1905—1907 гг. в России произошла первая революция. Героическая борьба русского народа, выступившего под руководством рабочего класса против самодержавия и остатков крепостничества, всколыхнула народы Азии. Они поднялись на борьбу за свое освобождение от колониального гнета европейских держав. Наступило, по словам В. И. Ленина, «пробуждение Азии».

Национально-освободительное движение поднялось и в Индии. 150 лет Англия грабила эту богатейшую страну и превратила ее в край голода и нищеты. Английские колонизаторы не давали возможности развиваться национальной промышленности. Им было выгодно, чтобы Индия оставалась отсталой и зависимой.

Во главе национально-освободительного движения стояли в основном представители индийской буржуазии, национальной интеллигенции. Одним из руководителей этого движения был выдающийся борец за свободу и независимость Индии — Тилак (1856—1920).

Родился он в семье учителя в городе Ратнагири (Западная Индия). Получив хорошее образование, Тилак сделался крупным ученым — языковедом и историком. Он развернул активную общественную деятельность, направленную на освобождение Индии от колониального ига.

В своих выступлениях на митингах, в статьях патриотических газет, которые он сам издавал, Тилак беспощадно обличал «чужеземную власть», которая правила «насильственно и несправедливо». Он с болью описывал тяжелое и бесправное положение своего народа — результат господства колонизаторов, «высасывавших богатство» из страны и «приносящих лишь мучения народу». Власть «необузданных и безответственных английских чиновников в Индии все более и более становится невыносимой для народа», говорил он и призывал к борьбе за независимость своей родины. Тилак предвидел грядущую революцию, в результате которой будет установлена власть народа. Он постоянно учил борцов за свободу Индии действовать по примеру революционеров других стран и особенно России.

Тилак одним из первых среди руководителей национально-освободительного движения стал вовлекать рабочий класс в борьбу за освобождение страны от колониального гнета. Опыт русской революции показал Тилаку и его сторонникам, что всеобщая политическая стачка рабочих — важнейшее средство революционной борьбы.

Тилак и его сторонники развернули агитационную и организационную деятельность среди рабочих Бомбея — крупнейшего промышленного центра Индии. Здесь сосредоточивалась почти вся хлопчатобумажная промышленность страны. В городе было свыше 80 текстильных фабрик, где трудилось более 100 тыс. рабочих. Рабочий день доходил до 15—18 часов, а заработная плата была такой, что ее не хватало даже на скудное пропитание. Рабочие не хотели мириться со своим положением и боролись за право на человеческие условия труда и жизни. Эту грозную революционную силу Тилак стремился направить против английских колонизаторов.

Колониальные власти решили задушить национально-освободительное движение в стране при помощи войск и полиции. Были жестоко подавлены выступления крестьян и рабочих, торговцев, интеллигенции. Тысячи борцов за свободу Индии были брошены в тюрьмы. В июне 1908 г. был арестован и Тилак.

Судебный процесс над ним начался 13 июля в Бомбее. Исход процесса был заранее предрешен: большинство членов суда верно служило колонизаторам. На суде Тилак произнес замечательную речь. Открыто и мужественно обвинял он колониальные власти в неисчислимых бедствиях народов Индии и защищал национально-освободительное движение. Тилака приговорили к шести годам каторги. В. И. Ленин назвал этот приговор «подлым», «местью демократу со стороны лакеев денежного мешка».

Весть о процессе и приговоре всколыхнула всю Индию. Во многих городах проходили демонстрации и забастовки протеста. В день начала процесса большинство рабочих фабрик Бомбея, возглавляемые сторонниками Тилака, забастовали и вместе с остальным трудовым населением города вышли на демонстрацию. Начались уличные столкновения с полицией. На следующий день после объявления приговора, 23 июля, рабочие объявили всеобщую политическую забастовку протеста. Их поддержали жители Бомбея. Жизнь в городе была полностью парализована. Фабрики не работали. Бастовало свыше 100 тыс. рабочих, закрылись базары, лавки, школы. Рабочие Бомбея приняли решение: забастовка будет продолжаться шесть дней — один день за каждый год каторжных работ, к которым был приговорен Тилак. Перепуганные колониальные власти бросили против безоружного народа не только полицию, но и войска, специально стянутые в Бомбей. Шесть дней на улицах происходили кровавые бои.

Власти пытались под охраной войск организовать работу на фабриках, часть крупных индийских капиталистов-торговцев и владельцев фабрик стала позорно помогать колонизаторам, уговаривая рабочих прекратить забастовку. Но все эти усилия были тщетны.

Первые всеобщие забастовки рабочего класса Бомбея нанесли сильный удар колониальному господству Англии и показали, что в единстве действий всего народа залог успешной борьбы за освобождение Индии.

Всеобщая забастовка в защиту Тилака и уличная борьба рабочих Бомбея с колониальными войсками были первым крупным политическим выступлением пролетариата не только в Индии, но и во всей Азии. В. И. Ленин писал об этом замечательном историческом событии:  Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы, — а раз это стало так, песенка английско-русских (т. е. колониальных. — Ред.) порядков в Индии спета».